"Мы должны что-то противопоставить террористам и партизанам, которые заминировали всю страну", – рассказывает Хавьер Кифуэнтес, директор полицейской академии, в которой тренируют крыс. За четыре десятилетия гражданской войны многие территории в стране стали зоной смерти: в ходе партизанской войны против колумбийской армии было установлено более 100 тысяч мин. Коварные ловушки превращают земледелие в занятие опасное для жизни.
Колумбия ведет скорбный список жертв минной войны. По официальной правительственной статистике, в прошлом году на минах подорвались и погибли 1070 человек. Во всем мире – 6251 (по данным Международной кампании по запрету пехотных мин). В 2003 году в мире погибло 8065 человек, так что число жертв сокращается, однако оружие, все еще почитаемое террористами, делает непригодными к проживанию целые регионы.
Вскоре на минных полях на юго-востоке Колумбии появятся крысы, своим острым нюхом они будут искать тротил (ТНТ). Они легче собак – вес крысы составляет примерно 200 граммов – поэтому взрыватели на них не реагируют. И, кроме того, грызуны понятливее собак: в среднем ищейке, чтобы научиться искать мины, нужен год – крысе достаточно четырех месяцев.
В Танзании гигантских крыс уже несколько лет обучают поиску мин. "Здесь, в Колумбии, мы остановились на другом виде крыс, с меньшей массой, с ними легче работать в лаборатории", – говорит Кифуэнтес.
Многофункциональные миноискатели для многих стран, которые в них нуждаются, слишком дороги. Поэтому в некоторых африканских странах на охоту за минами выходят люди – рискуя собственной жизнью. Оттого ученые уже десятки лет ищут альтернативные пути. В 1970-е годы на поиск мин тренировали даже тараканов: американские ученые надеялись приручить насекомых настолько, чтобы они бегали туда-сюда, учуяв запах тротила. Однако трудно было понять, что заставляет тараканов двигаться: страх или ТНТ.
В обнаружении мин помощь могут оказать и пчелы. Когда в поисках нектара они летят над полем, то, как летающий пылесборник, собирают на себя мельчайшие взвешенные частицы – в том числе крохотные количества TНT из мин. Если на пчелах не обнаруживается следов ТНТ, значит, полем можно пользоваться. Но вот беда – пчелы летают по своим маршрутам, а не руководствуются пожеланиями ученых.
Лола и Эспехо, две колумбийские крысы, уже сейчас неплохо натасканы на поиск мин: взрывчатое вещество они обнаруживают в 83% случаев. Однако необходимо еще несколько месяцев тренировки, прежде чем они достигнут 100-процентного результата – и их способности можно будет применить на практике.