Сенаторы США публично выразили свое беспокойство возможными планами администрации нынешнего президента Барака Обамы заключить с Россией договор, ограничивающий присутствие американских ПРО в Европе
Архив NEWSru.com
Сенаторы США публично выразили свое беспокойство возможными планами администрации нынешнего президента Барака Обамы заключить с Россией договор, ограничивающий присутствие американских ПРО в Европе. Шестеро представителей республиканской партии в Сенате во главе с представителем штата Алабама Джеффом Сешенсом подписали обращение к госсекретарю Хиллари Клинтон с требованием раскрыть детали переговоров, пишет "Коммерсант".

Сенаторы отмечают также, что их опасения основываются не только на слухах, распространяющихся американскими СМИ, но и на недавних заявлениях российских официальных лиц. В частности, они приводят слова первого замначальника Генштаба ВС РФ генерал-лейтенанта Александра Бутурина, который 8 июля заявил: "Министерства обороны и иностранных дел готовят новый договор по противоракетной обороне с Соединенными Штатами". Впрочем, в тот же день он уточнил, что "никакого документа мы пока не готовим".

Помимо этого, 1 октября американская пресса передала слова главы российского МИДа Сергея Лаврова, который заявил, что РФ и США "близки к достижению договоренностей по противоракетной обороне". Однако спустя несколько дней официальный представитель Госдепа Филипп Кроули пояснил, что США "не собираются заключать договор с Россией по противоракетной обороне".

Не меньшую озабоченность сенаторов вызывает деятельность двусторонней рабочей группы по контролю над вооружениями, созданной 6 июля этого года. "Группа, возглавляемая заместителем госсекретаря Эллен Ташер и заместителем министра иностранных дел России Сергеем Рябковым, была специально образована для обсуждения вопросов, касающихся системы ПРО США и не входящих в условия нового договора по СНВ", - говорится в письме.

Сенаторы предупредили, что если слухи о секретных переговорах не будут убедительно опровергнуты или не будут предъявлены протоколы переговоров с Москвой, то ратификация договора по СНВ окажется под вопросом. "Мы действительно боимся, что уступки, на которые готова идти администрация Обамы ради подписания международных соглашений, ставят под угрозу национальную безопасность страны. Наши попытки разобраться, о чем именно договариваются США и Россия, пока были безрезультатными", - заявил один из авторов письма, сенатор Джеймс Инхоф.

Между тем постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, в свою очередь, заверил, что никаких секретных переговоров о новом российско-американском договоре по противоракетной обороне не ведется и проекта такого договора вообще не существует.

Напомним, обширный материал о тайных переговорах между Москвой и Вашингтоном появился в зарубежной прессе в июне этого года. Об этом факте The Washington Times рассказал источник в руководстве страны.

По данным издания, в мае - на переговорах младшего госсекретаря по делам международной безопасности и контроля вооружений Эллен Таушер с замминистра иностранных дел РФ Сергеем Рыбаковым - американское руководство представило российской стороне проект соглашения по ПРО. Это заставляет сторонников противоракетной обороны задуматься, что США готовят новые уступки Москве в погоне за "перезагрузкой" двусторонних отношений.

Возникают также предположения, что Москва может воспользоваться некоторыми скользкими пунктами договора по СНВ, чтобы ограничить американские ПРО у своих границ. Прямого запрета в договоре нет, однако в третьем параграфе Статьи V есть четкое ограничение применения пусковых установок МБР для противоракет, отмечает автор статьи.

Некоторые противники нового договора и курса Обамы назвали СНВ-3 худшей внешнеполитической ошибкой нынешнего президента. Митт Ромни, в прошлом губернатор Массачусетса, один из кандидатов-республиканцев на президентских выборах 2008 года, считает, что СНВ-3 препятствует противоракетной обороне: "Америка фактически должна просить у России разрешения на все расширения системы ПРО".

Договор, по его мнению, дает России намного больше, чем США: например, он не распространяется на российские мобильные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и пусковые установки, которые перемещаются по железной дороге, не запрещает пуски МБР с борта бомбардировщиков.