Бывшим акционерам ЮКОСа, пытающимся взыскать с России 50 млрд долларов компенсации по решению Гаагского арбитража, удалось добиться ареста платежей провайдера пусковых услуг Arianespace и спутникового оператора Eutelsat в адрес их российских контрагентов
Global Look Press
Бывшим акционерам ЮКОСа, пытающимся взыскать с России 50 млрд долларов компенсации по решению Гаагского арбитража, удалось добиться ареста платежей провайдера пусковых услуг Arianespace и спутникового оператора Eutelsat в адрес их российских контрагентов. Кроме того, акционеры ЮКОСа претендуют на арест российской собственности РФ в компании Air France. Об этом пишет РБК со ссылкой на решение Парижского апелляционного суда.

Именно эта инстанция на прошлой неделе, 17 декабря, отказалась приостановить арест российского имущества во Франции по делу компании ЮКОС. Окончательный вердикт апелляционный суд Парижа должен принять в конце 2016-го - начале 2017 года. Нынешнее промежуточное решение принято по ходатайству России о том, чтобы аресты имущества во Франции были приостановлены.

Из этого решения стало известно, что Arianespace, Eutelsat и Air France оказались вовлечены в разбирательства бывших акционеров ЮКОСа с Российской Федерацией во Франции. В тексте решения, с которым ознакомились журналисты, говорится, что РФ считает незаконными "аресты (ее активов - Прим. NEWSru.com), осуществленные в отношении Arianespace и Eutelsat, а также недобросовестные действия, направленные на захват российской собственности у Air France". Какие именно активы этих компаний попали под арест, в документе не уточняется.

Из текста судебного решения действительно следует, что GML смогла арестовать или заморозить российские активы у этих трех компаний, подтверждает Жюльен Фуре, специалист по международному арбитражу, партнер французской юрфирмы Betto Seraglini.

Представитель GML подтвердил РБК, что "мажоритарные акционеры ЮКОСа вовлечены в юридические процедуры с Arianespace и Eutelsat, связанные с активами РФ". Разбирательства с Air France он комментировать не стал. В случае с авиаперевозчиком GML могла попытаться арестовать его платежи за пролеты над Сибирью ("транссибирские роялти"). Французское право (как и бельгийское) дает такую возможность, говорит Фуре.

Arianespace и Eutelsat активно сотрудничают с Россией в космической сфере. В частности, Arianespace выводит на орбиту спутники с космодрома Куру во Французской Гвиане при помощи российских ракет-носителей "Союз". Спутниковый оператор Eutelsat с 1994 года сотрудничает с ФГУП "Космическая связь". Российское предприятие оказывает Eutelsat услуги мониторинга и управления французскими космическими аппаратами из Центра космической связи в Дубне, в сентябре 2011 года компании продлили соответствующий контракт до 2017 года.

Напомним, в июле 2014 года третейский суд в Гааге удовлетворил иск акционеров нефтяной компании и обязал Россию выплатить 50 млрд долларов и еще 60 млн долларов судебных издержек. После того, как Россия отказалась платить, акционеры ЮКОСа потребовали взыскать компенсацию принудительно. В начале июня Бельгия наложила арест на госактивы России в этой стране. Ее примеру последовала Франция.

Теперь бывшие акционеры ЮКОСа "продолжат обращать взыскание на имущество, принадлежащее Российской Федерации", говорится в сообщении, поступившем в агентство РБК. Французский адвокат России отказался комментировать решение суда, но в комментарии ТАСС подчеркнул, что "российские активы теперь защищены в гораздо большей степени" и не будут переданы третьим лицам, пока апелляционным судом Парижа не будет вынесено окончательное решение.

Нефтяная компания ЮКОС была объявлена банкротом в 2006 году. Ее бывшие акционеры утверждают, что российские власти незаконно заполучили активы корпорации. "Дело ЮКОСа" рассматривалось в нескольких судах, и обвинительный приговор против властей РФ был вынесен не только в Гааге. Например, ЕСПЧ тоже обязал Россию выплатить бывшим акционерам компании компенсацию в 1,86 млрд евро и судебные издержки.

Президент России Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме заявил, что решения Гаагского арбитражного суда имеют силу в отношении только тех стран, которые подписали и ратифицировали Европейскую энергетическую хартию. Юристы ЮКОСа обвинили РФ в попытке уйти от ответственности за одну из крупнейших краж в истории. После решений судов в России был принят закон, который позволит вводить ответные меры на арест российского имущества за рубежом.