Они также впервые раскрывают западному миру глубинную суть современной России, исследуя вопросы национализма, наследия советской эпохи, спорта, культуры и даже юмора, пишет Le Monde в статье "Русские разочарования" - ее цитирует InoPressa.
По мнению авторов сборника, вышедшего в издательстве Fayard при участии Центра международных исследований (CERI), Россия перестала смеяться с тех пор, как страну возглавил Владимир Путин. До него, при Ельцине, самой язвительной была телепрограмма известного сатирика Виктора Шендеровича "Куклы". Она была средоточием той острой политической сатиры, которая в советскую эпоху обитала в прокуренных кухнях, а с исчезновением цензуры переместилась в публичную сферу.
- Российский мультфильм про Путина и Медведева удивил инопрессу: оказывается, над ними можно шутить
Однако с приходом Путина Кремль сначала потребовал убрать куклу нового президента - с длинным носом и большими ушами, а закончил тем, что прибрал канал НТВ к рукам, говорится в статье. Затягивание гаек привело к перемещению политической сатиры в интернет, свободный от цензуры.
Через самиздат, ознакомивший советские элиты с политической философией западных демократий, распространялись в России не только работы диссидентов, но и учебники йоги, рецепты для похудения, книги по буддизму, а также всевозможная "эзотерическая" литература. "Отсутствие необходимости публично отстаивать свою позицию поощряло появление нелогичных рассуждений и бездоказательных утверждений среди диссидентов и читателей самиздата", - цитирует газета одного из авторов сборника.
Он приходит к выводу, что публичные дебаты, споры и обсуждение идей плохо приживались в России. "Россия подошла к эпохе реформ без какого-либо теоретического, политического и экономического багажа", с единственным убеждением, что достаточно "избавиться от действующего режима": "разочарование было гарантировано", говорится в его статье.
Стремясь заполнить вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии, Кремль сделал ставку на консервативный национализм. Буквально вынутый из сундуков истории, он стал новой опорой России, "зажатой между тоской по прошлому и жаждой модернизации", заключает автор другой статьи сборника.