Школьное руководство обратило внимание на происходящее еще в октябре, когда в школьную поликлинику за тестами на беременность стало обращаться неожиданно много девушек. К маю некоторые ученицы проходили осмотр уже несколько раз, а по получении результатов "некоторые выглядели более расстроенными, если оказывалось, что беременности нет", рассказывает Салливан. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
- В России обратная тенденция - "постарение" возрастной модели рождаемости
Когда же им задали несколько простых вопросов, почти половина из беременных учениц – все они младше 16 лет – признались: они заключили договор о том, чтобы забеременеть и вместе растить детей. История стала принимать неприятный оборот. "Мы обнаружили, что в одном из случаев отец – 24-летний бездомный", – говорит директор, качая головой.
Католический городок разделился по вопросу о том, как теперь поступить. По общефедеральным данным, в 2006 году число подростковых беременностей выросло на 3% и увеличилось впервые за 15 лет, но жители Глостера так и не уверены, что следует облегчать доступ к противозачаточным средствам. Как бы то ни было, многие местные жители считают, что проблема коренится гораздо глубже.
Последнее десятилетие выдалось для этого по преимуществу белого рабочего города с населением в 30 тысяч весьма трудным. Экономика Глостера, расположенного на живописном мысе Кейп-Энн, всегда сильно зависела от развитого рыболовства. Но в последние годы практически все рабочие места ушли за границу, а потому население стало покидать город.
"Семьи распадаются, – рассказывает школьный управляющий Кристофер Фармер. – Многие молодые люди взрослеют, не видя перед собой никакой цели".
По словам Салливана, девочки, заключившие договор, удостоверившись в беременности, хлопали друг друга по рукам и обсуждали, какие подарки подарят их детям близкие. От интервью они отказались, равно как и родители. Однако Аманда Айленд, окончившая школу 8 июня, полагает, что знает, почему эти девочки захотели завести детей.
18-летняя Айленд родила ребенка еще в первый год обучения в этой школе. Она вспоминает, что девушки, которые теперь забеременели, постоянно подходили к ней в коридорах и говорили, как ей повезло. "Они так рады, что наконец появится кто-то, кто будет беззаветно их любить, – говорит Айленд. – А я пытаюсь объяснить, что трудно чувствовать себя любимой, когда в три часа ночи младенец кричит, требуя его покормить".
Раннее половое воспитание возымело обратный эффект
Быть может, школа перестаралась с вниманием к юным мамочкам. На первом году обучения в Глостере преподают половое воспитание – юных родителей убеждают днем отдавать детей в ясли, расположенные тут же. В холле школы немало детских колясок. "Мы гордимся тем, что помогаем матерям не бросать учебу", – рассказывает Сью Тодд, глава организации Pathways for Children, которая обеспечивает работу яслей.
И все же к маю, когда медсестра Ким Дейли из школьной поликлиники провела более 150 тестов на беременность для учениц, они вместе с медицинским директором доктором Брайаном Орром, местным педиатром, стали выступать за то, чтобы выписывать ученикам контрацептивы без ведома родителей.
Подобные меры в штате Массачусетс применяют 15 государственных школ. Но подросткам из Глостера сегодня приходится проехать около 30 км, чтобы добраться до ближайшей женской консультации – несовершеннолетним девочкам нужно, чтобы их кто-то подвозил, или же приходится добираться на поезде, а затем пешком.
Однако идея раздавать школьницам противозачаточные таблетки была встречена враждебно. "Доктор Орр и мисс Дейли не имеют права решать это за наших детей", – заявила мэр Кэролайн Кирк. В знак протеста медики 30 мая уволились из поликлиники.
Этим летом выборный комитет Глостерской школы планирует поставить на голосование вопрос, предоставлять ли ученикам контрацептивы. Однако это не слишком поможет решить проблему с девочками, которые только и мечтают забеременеть. "Никто не предложил им варианта получше", – объясняет Кешья Лоув, которая училась в одном классе с заключившими пакт подругами. К несчастью, "вариант получше" для города, неуверенно глядящего в будущее, – непозволительная роскошь.
В России обратная тенденция - "постарение" возрастной модели рождаемости
Отметим, в России ситуация с ранним деторождением складывается противоположно: социализация женщин, стремление к карьерному росту, а также нежелание девочек повторять судьбу своих матерей, которых мужчины зачастую не в состоянии обеспечить, приводит к тому, что возрастные границы рождения детей в России сдвинулись до 30-36 лет.
По прогнозам ООН, численность населения России к 2020 году сократится на 20%. Эксперты отмечают, что эти показатели могут быть еще выше, если в корне не изменить демографическую политику страны.
В "Семейном Кодексе Российской Федерации" отмечается, что "в последние годы семья как социальный институт (в России 90% граждан проживают в составе семьи) находится в кризисном состоянии.
Кризис семьи обусловлен недооценкой ее роли в жизни общества, выражающейся во вторичности учета чисто семейных потребностей людей по сравнению с нуждами развития экономики, другими государственными и общественными нуждами.
"Перегруженность взрослых членов семьи, прежде всего женщин, решением насущных бытовых проблем, высокая степень занятости женщин на производстве, низкий уровень доходов не обеспечивают стимулов к рождению детей, их качественного воспитания", - говорится в кодексе.
Этот сложный кризис рассматривается как духовно-правовое явление, где женщины, в первую очередь ответственные за воспитание детей, подают дурной пример своим детям, в частности, девочкам, которые, видя нужду, бесправие и тяжелую беспросветную жизнь своих матерей, не желают повторять их жизненный путь, отмечает ученый, педагог Юрий Азаров.
"Замуж выходить не тороплюсь, - часто говорят девушки и молодые женщины. - Сначала поживу для себя". Это "поживу для себя" нередко продолжается до сорока лет: женщина оказывается в водовороте сексуальных напряжений. Ее организм изнашивается и часто последствием оказывается неспособность к деторождению.
Снижение рождаемости, не обеспечивающей простого воспроизводства населения, приводит к демографическому кризису с его тяжкими последствиями. Если ежегодно численность населения снижается на один миллион, то через сто - двести лет Россию ждут пустующие города и вымирающие селения.
Многие молодые женщины до 35 лет все свои силы отдают самореализации в области своего профессионального роста, откладывая "на потом" решение проблемы создания семьи. Сосредоточенность на карьере нередко убивает чисто женские начала, в том числе и желание иметь детей, рассуждает ученый.
Эти тенденции объясняются и развивающейся эмансипацией женщин, их стремлением к независимости, что вызывается весьма часто тем, что современные молодые мужчины оказываются неспособными материально обеспечивать семью и вполне довольствуются мимолетными безответственными сексуальными связями.
Демографический спад проходит во всем мире, впрочем, несколько исключая страны Востока, Китай, Индию, где раннее деторождение в 14-16 лет является нормой, а возрастные границы рождения детей сдвинулись до 30-36 лет, тревожит многих.
Еще совсем недавно специалисты отмечали, что одно из главных отличий России от стран Запада заключается в высокой и практически неизменной вероятности рождения хотя бы одного ребенка - откладывание рождения первенца и, тем более, добровольная бездетность в России не были распространены, отмечает заведующий лабораторией анализа и прогнозирования воспроизводства населения Сергей Захаров.
Сегодня можно утверждать, что, по крайней мере, первая характеристическая особенность традиционной модели рождаемости для России уже не актуальна - приобщение к опыту откладывания первого ребенка среди молодых поколений происходит весьма интенсивно.
Таким образом, современной российской демографической ситуации характерно не столько снижение рождаемости как таковой, сколько откладывание родительства на более поздний возраст, т. е. "постарение" возрастной модели рождаемости.