Если верить пояснительной записке к закону, то он "направлен на обеспечение достойного и почтительного отношения ко всем захоронениям военного времени". Однако принятие закона, как признают его авторы, может повлечь "массовую эксгумацию останков воинов и перенос их на военные кладбища".
Первой, по общему мнению, может пострадать братская могила в сквере в центре Таллина, где стоит монумент Солдату-освободителю.
20 мая прошлого года национал-радикальные организации провели несанкционированный митинг с требованием сноса монумента. В последующие дни фигура скорбящего бронзового солдата была дважды осквернена вандалами. Масла в огонь подлил премьер-министр Ансип, который открыто поддержал национал- радикалов, заявив, что "символам советской власти и оккупации не место в центре Таллина".
Охрану памятника от посягательств вандалов взяли на себя стихийно организовавшиеся в "Ночной дозор" добровольцы из числа представителей таллиннской молодежи. "Власти могут в любой момент попытаться "сдернуть" фигуру бронзового солдата с пьедестала", - считает активист движения "Ночной дозор" Дмитрий Линтер. - Однако установить круглосуточное дежурство у монумента вряд ли удастся, поскольку сквер вокруг памятника тут же вновь оцепит полиция".
"И тем не менее, как только будет дана команда о сносе памятника, "Ночной дозор" узнает об этом из своих источников, и мы тут же встанем на защиту монумента", - подчеркнул Линтер. - Что касается вандалов, то им по сути делать нечего в государстве, где принимаются законы, которые под видом "охраны воинских захоронений" допускают раскапывание братских могил и демонтаж памятников истории".
В защиту монумента выступают практически все организации русскоязычного населения Эстонии. Так, инициативная группа "Список Кленского" характеризует действия властей, направленные на легализацию сноса военных памятников как "цивилизованное варварство".
Кстати, и среди эстонцев эта политика особой поддержкой не пользуется. Так, по данным опросов населения, идею демонтажа монумента Солдату Освободителю поддерживают лишь около трети жителей республики.
Однако закон принят и начинает действовать. По словам Ансипа, раскопки братской могилы в центральном сквере Таллина могут начаться уже в мае. Об этом он сам объявил несколько дней назад на пресс-конференции. "После того, как в сквере не станет могилы, не будет и оснований для сохранения там надгробного памятника в виде бронзового солдата", - заключил премьер.
МИД РФ 18 января предупредил, что попытки эстонских властей узаконить демонтаж памятников и перезахоронения советских воинов могут серьезно осложнить российско-эстонские отношения.
"18 января в МИД России была вызвана посол Эстонии в России Марина Кальюранд. Послу было заявлено, что, несмотря на наши демарши, в Эстонии продолжаются попытки подвести законодательную базу под планы эксгумировать захоронения и демонтировать памятники советским воинам", - говорится в сообщении.
"Подчеркнуто, что подобные действия эстонских властей нельзя квалифицировать иначе как кощунственную затею и вопиющий факт глумления над памятью воинов, освободивших мир от фашизма", - заявили в МИД РФ.
"Практическая реализация этих планов будет чревата серьезными последствиями для российско-эстонских отношений", - говорится в сообщении.