Администрация Барака Обамы, несмотря на обещанные Дмитрием Медведевым "жесткие меры", решила не делиться с Россией секретной информацией по противоракетной обороне без разрешения конгресса
ecities.ru / фото: Крылов Антон
Администрация Барака Обамы, несмотря на обещанные Дмитрием Медведевым "жесткие меры", решила не делиться с Россией секретной информацией по противоракетной обороне без разрешения Конгресса. Такое обещание в Белом доме дали сенаторам Марку Кирку и Джеймсу Ричу, блокировавшим вплоть до конца прошлой недели утверждение нового посла США в РФ Майкла Макфола вместо уходящего в декабре Джона Байерли, пишет журнал Foreign Policy.

"Я поддерживаю кандидатуру Макфола (на должность посла в Москву) еще и потому, что он сослужит хорошую службу в работе с (российской) оппозицией и правозащитниками", – цитирует Кирка Reuters. В свою очередь Рич также разблокировал кандидатуру Макфола после того, как ему показали проект соглашения между Россией и США по сотрудничеству в сфере оборонных технологий, по всей видимости, удовлетворившись содержанием документа. В итоге Макфол был утвержден послом в России в последний день заседаний сената в 2011 году - в минувшую субботу, 17 декабря, напоминает "Газета.ru".

Кандидатуру Макфола на пост нового главы американского диппредставительства в Москве на рассмотрение Конгресса внес 15 сентября президент США Барак Обама. В профильном комитете ее одобрили, однако утверждение всем составом палаты откладывалось дважды.

Сенаторы устроили своеобразное состязание с исполнительной властью, что, впрочем, как отмечали СМИ, довольно типично для американского Конгресса. При этом поводом для несогласия стали не профессиональные качества Макфола, который не является кадровым дипломатом, а стремление выторговать у администрации ряд уступок.

В частности сенатор-республиканец Боб Коркер добивался от правительства гарантий финансирования ряда программ по линии Национального управления ядерной безопасности (НУЯБ), связанных с модернизацией американского ядерного потенциала. Кроме того сообщалось, что, блокируя кандидатуру Макфола, республиканцы пытаются добиться от Белого дома более жесткой позиции по вопросам соблюдения прав человека в России, российской поддержке Ирана, переговорам по ПРО, а также поддержке Абхазии и Южной Осетии.

Другим поводом для задержки назначения посла послужили получившие огласку в ноябре планы Вашингтона на деле доказать России, что европейская система ПРО не направлена против нее, в чем так сильно не уверены в Москве.

В частности, американцы собирались предоставить технические характеристики ракет-перехватчиков SM-3, которые должны стать основой ЕвроПРО. Речь прежде всего шла о скорости, которую может развить ракета на конечном участке перехвата. В США отмечали, что эта скорость меньше скорости российских баллистических ракет.

Несколько сенаторов выступили с резкой критикой данных планов и обвинили Макфола в том, что он ведет "секретные переговоры" с Кремлем. Они высказывали опасения, что если Москва получит доступ к американским секретам по ПРО, то они могут попасть к Тегерану, в то время как именно из-за опасений в отношении Ирана США изначально были заинтересованы в сооружении новых объектов ПРО в Восточной Европе.

Архитектора "перезагрузки" подозревают в подготовке "белой революции"

Майкл Макфол родился в 1963 году в штате Монтана. Выпускник Стэнфордского университета, получил степень в Оксфордском университете. Он некоторое время жил в России, впервые посетив ее аспирантом Оксфордского университета в 1983 году. В 1990-х годах он активно работал в Московском центре Карнеги, сообщает РИА "Новости".

С приходом администрации Барака Обамы Макфол занял пост Специального помощника президента по вопросам национальной безопасности, директора по делам России и Евроазиатского региона в Совете национальной безопасности.

В июле 2009 года совместным решением президентов двух стран была создана рабочая группа Макфол - Сурков по вопросам гражданского общества. Советник президента США как один из руководителей этой комиссии постоянно встречается с российским правозащитниками.

О том, что Макфол сменит Джона Байерли в качестве американского посла в Москве, стало известно еще 29 мая. Первой об этом сообщила тогда газета The New York Times.

Макфола называют крупнейшим в США специалистом по России, архитектором "перезагрузки" в отношениях между Москвой и Вашингтоном и "убежденным сторонником политики Обамы". С точки зрения журналистов, назначая Макфола послом в РФ президент США подчеркивает важность российско-американских отношений как одного из центральных элементов своей внешней политики.

В то же время американские эксперты отмечали неотложность прибытия Макфола в Россию в связи с последствиями прошедших думских выборов, результаты которых на Западе считают подделанными. Учитывая все это, "категорически необходимо, чтобы голос Макфола зазвучал в России как можно скорее", писали эксперты.

В России же существует мнение, что архитектор "перезагрузки" едет в Москву готовить "белую революцию" против Путина. Российский премьер категорически не устраивает Вашингтон в качестве президента России, пишет Regnum.

По мнению автора статьи, если бы Макфол успел прибыть в Москву к парламентским выборам, то, возможно, кровь уже пролилась бы: своих подопечных он мог подтолкнуть на более провокационные выступления. Очевидно, что результаты выборов для митингов лишь повод - так обычно стартует раскачивание неугодного Вашингтону "режима".

Для российской "цветной революции" уже выбран цвет - "белый" (зима или царизм?), зарегистрирован сайт - еще 9 октября; на Болотную площадь некоторые участники принесли белые розы, "чтобы дарить их нашим полицейским", - классический прием из учебника Джина Шарпа по "свержению режимов".