Считалось, что проклятие мумии стало сбываться спустя два месяца после открытия гробницы Тутанхамона, когда скоропостижно скончался лорд Карнарвон. Как сообщает сегодня Independent, история о проклятии попала на первые полосы газет в 20-е годы, после того как лорда Карнарвона, благодаря женитьбе вошедшего в клан банкиров Ротшильдов и финансировавшего экспедицию Тутанхамона, укусил москит. Укус воспалился, и лорд умер от заражения крови и пневмонии. Поговаривали даже, что собака его с воем издохла ровно в тот момент, как хозяин испустил дух.
Безвременная смерть, по слухам, настигла многих, кто побывал в гробнице в составе той экспедиции, включая Альба Литгоу, ученого, умершего в 1934 году от удара.
Однако Марк Нельсон проверил биографии всех 26 человек, оказавшихся под гнетом проклятия. "Надо полагать, это общность скорее физическая, чем метафизическая", - пишет доктор Нельсон в статье, опубликованной сегодня в British Medical Journal, сообщает газета в статье, перевод которой публикует Inopressa.ru.
Оказалось, что большая часть этих людей дожила в среднем до 70 лет. В это число входит Говард Картер - именно он на самом деле сорвал печати с гробницы, а значит, именно ему в наибольшей степени предназначалось проклятие, физически или метафизически. Впрочем, известно, что в этот день его канарейку заглотила кобра.
Газеты того времени писали, что на гробнице выгравированы слова, сулящие "быстрокрылую смерть тому, кто нарушит покой царя", - хотя данных о том, что такая надпись действительно существовала, не обнаружено. Возможно, на эту идею журналистов навела романистка Мэри Маккей, которая в марте 1923 года предрекла, что всякого вступившего в гробницу ждет "ужасная кара".
Доктор Нельсон объясняет все проще. По его словам, "почти наверняка это выдумка соперничающих газет, отстраненных от освещения находки, когда исключительные права на это были переданы лондонской Times".
Он изучил жизнеописания всех европейцев и американцев, входивших в гробницу в тот день, когда была сломана печать, в феврале 1923 г., присутствовавших при вскрытии саркофага в феврале 1926 г., при открытии гробов в октябре 1926 г. и при осмотре мумии в ноябре 1926 г. Таким образом, набралось 26 человек, каждый из которых "засветился" перед проклятием, каково бы оно ни было, от раза до четырех.
Для сравнения доктор Нельсон обратился к судьбам тех людей, которые находились тогда в Египте, но непосредственно при событиях не присутствовали. Сравнив их возраст в момент смерти, он не обнаружил значительного расхождения между "проклятыми" и "непроклятыми". Последние в среднем дожили до 75 - разница в пять лет в данном случае не является статистически значимой.
Профессор Картер, которому следовало бы обеспокоиться, говорил, что у него нет времени для проклятий: "Всякий здравомыслящий человек должен с презрением отмахнуться от таких выдумок". Однако, опасаясь какой-нибудь древней инфекции, он принял меры предосторожности, взяв пробы воздуха и соскобы со стен саркофагов. Все они оказались "абсолютно стерильны".
Доктор Нельсон замечает также, что в группу "непроклятых" входили большей частью спутники жизни исследователей, в основном женщины, которые в любом случае живут дольше.
Другие источники мифа о проклятии мумии - это опубликованный в 1869 году рассказ "Затерянные в пирамиде: проклятие мумии" Луизы Мэй-Алкотт, автора "Маленьких женщин", и рассказ американского художника Джозефа Смита примерно того же времени. В последнем речь шла о фараоне Эхнатоне, тесте Тутанхамона, и говорилось, что, поскольку Эхнатон объединил весь пантеон египетских богов в одном божестве, боге Солнца Ра, жрецы прокляли его тело и душу, с тем чтобы они "витали над миром врозь, никогда не в силах соединиться".
Доктор Нельсон не нашел никакого подтверждения проклятию Тутанхамона. "Может, теперь его оставят, наконец, в покое", - пишет он.