"Для меня было бы неуместно обсуждать конкретные детали системы противовоздушной обороны другой страны. Могу лишь сказать, что в данном конкретном случае очевидно имело место нападение на эти нефтяные объекты. Центральное командование [Вооруженных сил] США проводит консультации с Саудовской Аравией с целью обсудить возможные способы снизить риск атак в будущем. Я не буду сегодня вдаваться в подробности относительно того, о чем может идти речь", - сказал он.
Патрик Райдер добавил, что США, "как давний партнер в регионе", тесно работают с Саудовской Аравией. Например, американские военные помогают саудитам защищать их южную границу от хуситов (сторонников йеменского мятежного движения "Ансар Аллах". - Прим. ТАСС).
"И в этом отношении Саудовская Аравия добилась определенной эффективности в том, что касается противодействия ракетным пускам и запускам беспилотников на юге, где были довольно часты случаи нападений со стороны хуситов. Мы разговариваем с ними относительно северной части страны, что мы можем сделать, чтобы снизить риски", - сказал полковник ВВС.
Ранее представитель американской администрации высокого ранга заявил о том, что удары беспилотников по нефтяным объектам в Саудовской Аравии были произведены с северо-западного направления, а не с территории Йемена.
Однако окончательных выводов в Пентагоне пока не делают. "Мы не будем идти впереди расследования Саудовской Аравии и их оценки [произошедшего]. Это была атака на Саудовскую Аравию, мы поддерживаем их расследование, на месте с ними работают наши команды, но мы не будем опережать их выводы", - сказал в ходе брифинга помощник министра обороны США по связям с общественностью Джонатан Хоффмэн в ответ на вопрос, считают ли в Пентагоне, что за нападениями стоит именно Иран.
В Вашингтоне ждут, когда Эр-Рияд определится со своей позицией. "Мы ждем, когда Саудовская Аравия закончит оценку и сделает заявление. Но я признаю, что на данный момент все указывает на то, что Иран каким-то образом несет ответственность за атаку", - отметил Хоффмэн. В свою очередь госсекретарь США Майкл Помпео ранее в четверг вновь прямо обвинил Иран в нападении на объекты нефтяной промышленности Саудовской Аравии.
Высокопоставленный источник в Минобороны РФ в четверг сообщил журналистам, что комплексы ПВО американского производства не смогли отразить атаку беспилотников в Саудовской Аравии из-за несоответствия заявленным характеристикам. Он отметил, что северную границу Саудовской Аравии сейчас прикрывают 88 пусковых установок комплексов Patriot, из них 36 имеют модификацию PAC-2 и еще 52 - новейшие PAC-3. В Персидском заливе у берегов Саудовской Аравии, добавил источник, находятся три эсминца ВМС США, оснащенные системой ПРО Aegis и имеющие на вооружении 100 ракет модификации SM-2.
В настоящий момент американские специалисты тщательно изучают, как именно действовали их зенитные ракетные комплексы Patriot в ходе недавнего нападения, сообщил Патрик Райдер.
"Идет тщательный анализ. Я не буду говорить о деталях, касающихся системы ПВО Саудовской Аравии. Скажу лишь, что это рассматривается и воспринимается серьезно", - заявил он, отвечая на вопрос о провальной работе систем Patriot в ходе упомянутой атаки.
В ночь на 14 сентября 18 беспилотниками и семью ракетами были атакованы предприятия саудовской национальной нефтяной компании Saudi Aramco на востоке страны. Нападению подвергся крупнейший в мире нефтеперерабатывающий комплекс вблизи города Абкайк, где проживает много западных специалистов, а также НПЗ в районе Хурайс, в котором располагается второе по величине нефтяное месторождение королевства. После атак на них вспыхнул сильный пожар.
Ответственность за эту акцию взяли на себя мятежники из йеменского движения "Ансар Аллах" (хуситы). Они пообещали продолжить атаки в гораздо больших масштабах, пока Саудовская Аравия не прекратит военные действия в Йемене.
Эр-Рияд признал, что "взрывы привели к прекращению поставок сырой нефти в объеме 5,7 млн баррелей, что соответствует около 50% добычи компании". По некоторым данным, на восстановление поврежденной инфраструктуры уйдут недели. Инцидент привел к резкому, почти на 20%, скачку цен на нефть.
Госсекретарь США Майкл Помпео обвинил в причастности к атакам власти Ирана. По его словам, "нет никаких свидетельств того, что атаки были произведены из Йемена". Иранский МИД назвал обвинения со стороны Помпео беспочвенными.
Официальный представитель возглавляемой королевством Аравийской коалиции также заявил, что нападение на нефтяные объекты совершено не из Йемена, как заявили хуситы, а использованное при атаке на Aramco оружие имеет иранское происхождение.
Расчеты саудитов и американцев строятся, в частности, на том, что атакованные нефтяные заводы находятся более чем в тысяче километров от границы Йемена, а ракета Quds-1, которая оказалась в распоряжении хуситов, имеет дальность в 700 километров. В США уверяют, что ракеты были запущены с территории Ирана (около 300 километров с другого берега Персидского залива). А Саудовская Аравия выдвинула версию, что пуск был произведен с юга Ирака, где базируются поддерживаемые Ираном боевики (это 450 километров до заводов), пишет Meduza.
Иран демонстрировал похожие на Quds-1 модели крылатых ракет, но гораздо более опасные. Обе ракеты копируют советскую Х-55. Как призналась в 2000-е годы Украина, она продала Ирану несколько Х-55. Иранцы скопировали их, но не смогли сделать для них двигатель. В итоге на иранской ракете Soumar стоит французский турбореактивный двигатель, а на хуситской Quds-1 - чешский, который вообще предназначен не для крылатых ракет, а для небольших беспилотников. Именно поэтому йеменские ракеты, как считалось до сих пор, имеют небольшую дальность.
Подозрения вызывает и точность нанесения удара. По саудовским данным, в цели небольшого размера попали все 18 участвовавших в атаке дронов и четыре из семи ракет. Такую точность на расстоянии в сотни километров не может обеспечить не только йеменское, но и иранское оружие. Иран (а тем более хуситы) не имеют собственной военной системы спутниковой навигации, а гражданские варианты GPS и ГЛОНАСС такую точность не дают.
Телевизионное наведение на цель возможно лишь на меньших расстояниях. Самый совершенный в этом плане израильский беспилотник теряет связь с оператором уже через 200 километров.