Новый пост "европрезидента" предусматривает Лиссабонское соглашение, подписанное после долгих затруднений. Оно должно вступить в силу 1 декабря этого года. Председатель Совета Евросоюза должен будет не только вести заседания Совета ЕС, но и представлять сообщество на международной арене.
- InoPressa: В новой европейской президентской должности нет ничего президентского
Должность высокого представителя ЕС по внешней политике и безопасности уже существует, и ее пока занимает Хавьер Солана. Но срок его полномочий истек, и он продолжает работать в ранге "исполняющего обязанности". Преемник Соланы получит более высокий статус и полномочия. Он станет первым заместителем председателя Еврокомиссии, получит функции еврокомиссара по внешним связям и политике соседства и получит в свое распоряжение полноценное европейское внешнеполитическое ведомство, имеющее мандат на открытие дипмиссий ЕС за рубежом.
Лидером в гонке на пост президента ЕС считается действующий премьер Бельгии Херман Ван Ромпей. Он не очень известен широкой публике, зато прославился своим умением улаживать конфликты и находить компромиссы в самых сложных ситуациях - этот опыт он приобрел, работая в государстве с весьма сложным политическим устройством.
С большой вероятностью, пост европрезидента может занять и премьер-министр соседних Нидерландов Ян-Петер Балкененде. Но и к нему есть претензии - Балкененде, чья страна содержит на своей территории т.н. "Гаагский трибунал", долгое время выступал с самой жесткой позицией в отношении интеграции Сербии с ЕС, настаивая на выдаче лидеров боснийских сербов на судилище, даже когда остальные страны смягчали позицию, чтобы умиротворить Белград в косовском вопросе. На этой почве Балкененде испортил отношения с рядом европейских государств, в частности, Францией.
Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр был в свое время весьма популярным кандидатом на пост европрезидента, но лидеры стран Евросоюза не могут забыть ему известного британского евроскептицизма, а также поддержки политики Джорджа Буша.
Свою кандидатуру выдвинула и экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Аналитики считают, что ее шансы низки по причине испорченных отношений с Россией, улучшению которых Вике-Фрейберга способствовать не будет. Тем более сомнительным выбор такого европрезидента представляется накануне приближения зимы и опасений нового газового кризиса.
В то же время ЕС нуждается в улучшении отношений с Москвой, что подтвердил и саммит Россия-ЕС, состоявшийся в среду в Стокгольме.
Получить пост главы европейской дипломатии шансы выше всего у министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда и экс-премьера Италии Массимо д`Алемы. Один из бывших премьер-министров Италии, сообщает британская The Guardian, предупредил, что д`Алема не сможет проводить заседания Совета на английском языке. На это покидающий пост испанец Хавьер Солана ответил: "Возможно, он говорит по-английски не как Шекспир, но это относится и ко мне", - намекнул он на свой акцент. Д`Алему выдвинул лидер европейских социалистов, датчанин Нюруп Пол Расмуссен, после беседы с которым Милибэнд был разозлен и заявил, что и не искал данного поста.
Многие европейские источники допускают, что вопрос решить за четверг не удастся. Окончательное решение вопроса может состояться на следующем плановом саммите ЕС, который пройдет в Брюсселе 12-13 декабря.
Как подытоживает The Guardian, европейские правительства потратили восемь изнурительных лет, чтобы достичь согласия до Лиссабонскому договору. Теперь, заключив его, они не знают, что с ним делать.