До недавнего прошлого ряд исторических событий использовался в политических целях, пишет Berliner Zeitung. (Полный текст на сайте InoPressa.ru). На протяжении веков как с польский, так и с немецкой стороны сосуществовали противоречивые интерпретации, вызывавшие эмоциональные волнения, порою выливавшиеся в дремучий национализм.
"Речь идет о том, чтобы выйти из тупика, в котором находится немецко-польская историческая дискуссия, – сказал на презентации учебника, состоявшейся в конце прошлой недели, польский историк Роберт Траба, один из руководителей проекта. – Однако попытка вывести среднее значение из различных точек зрения обречена на неудачу".
При этом расхождения замалчиваться не должны – хотя бы ради лучшего понимания того, что "европейская история состоит из различных национальных воспоминаний".
С идеей создания учебника своего польского коллегу Радослава Сикорского во время их встречи в январе ознакомил министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. Для немецко-польской комиссии по школьным учебникам данная задача оказалась самой значительной из всех стоящих перед нею проблем, настаивает Михаэль Мюллер, отвечающий за проект с немецкой стороны.
Комиссия существует уже 36 лет, тем не менее до сих пор она ограничивалась лишь выработкой рекомендаций и методических указаний для авторов учебников и учителей, а также публикацией собранных материалов. Сейчас, в ближайшие три года, должен выйти сначала первый том учебника, который включит в себя примерно 800 лет истории соседства двух стран, начиная со средневековья и заканчивая XVIII столетием.
Страха перед проблематичным ХХ веком не существует, уверяет Траба. Но в результате исследования выявилось, что к описанию этого периода существуют особые требования.
Мюллер, руководитель проекта, признает, что до сих пор в немецких учебных программах история Восточной Европы была представлена далеко не полным образом. Недавнее исследование международного Института учебников Георга Эккерта установило крайнюю неосведомленность немецких школьников о соседней Польше. "Мы надеемся, что здесь на помощь сможет прийти наш учебник. Все полны оптимизма", – говорит Мюлле