В Египте и за рубежом документ был воспринят как введение военного правления. Эксперты не исключают, что страну ждут новые кровавые столкновения.
Временная конституция, в частности, лишает будущего президента Египта должности Верховного главнокомандующего. Он не может объявлять войну или заключать мир. Его полномочия не распространяются на вооруженные силы. В то же время армии позволено контролировать бюджетную политику.
Кроме того, военным переходят функции законодательной власти вплоть до избрания нового парламента. Предыдущий был недавно распущен по решению Верховного суда. Если же назначенная прежним парламентом конституционная ассамблея не сможет завершить работу - новый состав этого органа будет назначен также военными.
Компромисс или война
В Египте и за его пределами многие восприняли законодательную инициативу армейского командования как военный переворот, поскольку ее параграфы идут вразрез с декларируемой ранее готовностью передать властные полномочия новоизбранному президенту. По предварительным данным, больше всего шансов стать им имеет кандидат исламистского движения "Братья-мусульмане" Мухаммед Мурси.
Согласно утечкам из Центризбиркома страны, за него отдали голоса 13 миллионов избирателей, за Ахмада Шафика - на миллион меньше. Несмотря на то, что официальные результаты президентских выборов в Египте будут объявлены только 21 июня, лидер "братьев-мусульман" уже заявил о своей победе.
Официальное же провозглашение Мурси президентом позволит исламистам, опирающимся на широкую народную поддержку, бросить вызов египетской армии, которая, по их словам, "пытается лишить народ его суверенных прав". "Мы отстоим эти права", - заявил пресс-секретарь Мурси - Мурад Али.
Сам Мурси на днях пригрозил новой революцией, если результаты выборов будут сфальсифицированы - другими словами, если победит не он.
В отличие от электората, египетские военные поддерживают соперника Мурси - светского кандидата, экс-премьера страны Ахмеда Шафика. Это одна из причин, по которой военные не хотят отдавать власть в Египте исламистам.
Противостояние двух сил неизбежно выльется в новый открытый конфликт, уверены эксперты. "Армия никуда не денется... Можно предполагать, что будет сделана попытка установить некий симбиоз, существование двух главных политических сил в стране.... Можно ожидать попыток консенсуса, при котором, однако, аппетиты исламистов будут сокращены", - заявил радиостанции "Коммерсант FM" политолог Георгий Мирский.
Другой вариант - ожесточенная борьба. В таком развитии событий уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По его мнению, политическое противостояние в Египте не оставляет возможности для мирного развития событий.
"Сценариев несколько. Вариант номер один: алжирский. Руководство военных пунктов ликвидирует результат политических достижений исламистов, после чего начинается партизанщина и гражданская война. Вариант номер два: иранский. Исламисты все-таки продавливают своего кандидата во власть, понимают, что с армией им не договориться, армию надо где-то перемолоть и перемалывают ее в единственной для такого рода пригодной войне с Израилем. Вариант номер три: полный распад, анархия, война всех против всех", - считает Сатановский.
Между тем США призвали египетских военных как можно скорее передать всю власть новоизбранному президенту. "Необходимо вернуть египтянам доверие к демократическому процессу. Совет должен выполнить взятые ранее обязательства", - заявила пресс-секретарь Госдепартамента Виктория Нуланд.