Кибератаки на страны Североатлантического альянса могут привести к реализации статьи 5 Устава НАТО, заявил Столтенберг в интервью, переведенном сайтом InoPressa. Это высказывание немецкое издание вынесло в заголовок, в то время как российские СМИ либо вовсе не привели цитату, либо упомянули о ней вскользь.
Статья 5 (о коллективной обороне) Североатлантического договора, заключенного в Вашингтоне в 1949 году, гласит: "Стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну из них или более в Европе или Северной Америке будет расцениваться как атака против всех них, и следовательно, они соглашаются, что если такое вооруженное нападение случится, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную и коллективную самооборону, предусмотренного статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь стороне или сторонам, подвергшейся нападению, путем немедленного осуществления индивидуально или совместно с другими сторонами такого действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженных сил, для восстановления и поддержания Североатлантического региона".
Кроме того, в статье отмечено, что о любом таком вооруженном нападении и всех предпринимаемых в результате мерах нужно немедленно информировать Совет Безопасности. "Такие меры должны быть прекращены, когда Совет Безопасности принял меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности", - говорится в уставе.
Столтенберг не первый раз говорит о возможном применении статьи 5 в контексте кибератак. В июне 2016 года генсек НАТО заявил, что альянс готов задействовать статью о коллективной самообороне при кибернападениях, но не каждое такое нападение приведет к коллективному ответу, а сама кибероборона возможна не только в рамках крупной операции альянса. "Мы решили, что кибератака может привести к задействованию статьи 5, то есть к коллективной обороне. Потому что мы считаем, что кибератака может причинить большой ущерб и нести большую опасность. Трудно представить конфликт без киберизмерения. Да, кибернападение может привести к задействованию статьи 5", - заявил журналистам генсек НАТО (цитата по РИА "Новости").
Звучало подобное заявление и в декабре 2015 года. Тогда Столтенберг заявил, что к к задействованию пятой статьи могут привести гибридные атаки в отношении стран НАТО. "Стратегия борьбы с гибридными угрозами базируется на трех основах - на готовности, на сдерживании и на защите. Поскольку гибридная угроза включает в себя много разнообразных угроз, необходимо большое количество возможностей для защиты... Мы решили, что гибридные атаки могут привести в действие пятую статью (договора)", - заявил Столтенберг.
Стоит отметить, что во всех этих заявлениях не говорилось о конкретном государстве, от которого исходит киберугроза. Тем не менее на фоне обвинений американской разведки в адрес России во вмешательстве в выборы президента США путем кибератак появляются предположения относительно того, о ком, в частности, идет речь.
При этом вице-президент США Джо Байден, выступая накануне на очередной сессии Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, упомянул о России и пятой статье договора НАТО в едином контексте. Политик назвал РФ серьезной угрозой либеральному мировому порядку и предупредил о российском вмешательстве в избирательный процесс во время грядущих выборов в Европе.
Вместе с тем Байден заявил, что пятая статья договора НАТО, предусматривающая коллективную защиту в случае нападения на одного из членов альянса, не может быть поставлена под вопрос. Это "священная обязанность", отметил вице-президент США.