Их удостаиваются люди, чьи достижения, хотя и не столь значимы, зато неповторимо оригинальны. Или их попросту не стоит повторять. Очередная церемония прошла в Гарвардском университете (штат Массачусетс). На ней присутствовали около 1200 человек, в том числе семеро из 10 виновников торжества и шестеро настоящих нобелевских лауреатов, вручавших награды и искренне поздравлявших героев науки, сообщает "Комсомольская правда". Игнобелевские премии вручаются с 1991 года. Вот некоторые из лауреатов этой премии.
Американец Джоэл Слемрод и канадец Войцех Копчук нашли удивительную зависимость между смертностью населения и налоговой системой Америки. По их заключению, люди каким-то образом находят возможность жить дольше, если выясняется, что этот факт помогает снизить налог на их наследство. Феномен исследуют теперь медики и демографы. А Слемрод и Копчук уже признаны игнобелевскими лауреатами по экономике.
Австралиец Джон Кеох, чтобы показать прорехи в новом патентном законодательстве своей страны, в полном соответствии с законом зарегистрировал обычное колесо как свое новаторское изобретение. И в шутку потребовал платы за его использование, где бы оно ни применялось. Премию в области технологии решено разделить между ним и патентным ведомством Австралии. Аплодисменты Кеоху потонули в громовом смехе.
Премию в области биологии игнобелевский комитет присудил 62-летнему изобретателю Баку Ваймеру из города Пуэбло (штат Колорадо). Бак придумал нижнее белье со сменным фильтром из активированного угля, которое позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно людям с повышенным газоотделением. Почти одновременно с игнобелевской премией Ваймер получил патент и крупный заказ от сети аптек.
Физик Дэвид Шмидт из университета Массачусетса едва ли думал о большой научной славе, озадачив себя проблемой, почему при включенном душе занавеску втягивает вовнутрь. Пустяковый вопрос? Но ведь он приходит в голову всем, кто моется по утрам.
Шмидт провел около двух недель за мощным компьютером, моделируя процессы, происходящие в его ванной. И обнаружил, что поток воды вызывает миниатюрный воздушный ураган, в центре которого, как обычно, образуется зона низкого давления. Он удостоился за это статьи в "Нью-Йорк таймс" и игнобелевской премии в области физики.
Японский детектив Такеши Макино стал лауреатом-химиком за разработку аэрозоля, который наносится на нижнее белье мужа и позволяет изобличить его в измене.
Только однажды игнобелевским лауреатом стал и наш соотечественник. В 1992 году премия в области литературы досталась Юрию Стручкову. Сотрудник Института органических соединений в Москве не имел отношения к литературе, но был поразительно плодотворным. С 1981-го по 1990 год он опубликовал 948 научных работ. В среднем, как посчитали учредители Игнобеля, - по одной работе каждые 3,9 дня.