В Финляндии, где ширина погранзоны не может превышать 3 км, российская погранреформа вызывает немалое удивление. Для официального Хельсинки расширение погранзоны означает появление проблем практического характера. Главная из них - борьба с лесными пожарами, которые каждое лето бушуют в приграничье. Минувшим летом на российской стороне полыхали почти восемь десятков пожаров, занявших площадь в шесть тысяч гектаров. Дым и гарь с востока дошли до Хельсинки, уровень задымления в отдельные дни там превышал допустимый в десять раз. МВД Финляндии обратилось к Москве с запросом по поводу того, что не предпринимаются меры по тушению. Как сообщала Helsingin Sanomat, подразделения МЧС РФ были готовы к борьбе с огнем, однако затянулось оформление соответствующих допусков.
Кроме того, теперь финнам, решившим посетить бывшие территории Финляндии, отошедшие России в результате войны, придется столкнуться с возросшей бюрократией, комментирует новые правила газета Helsingin Sanomat.
По мнению некоторых обозревателей, тридцатикилометровая "запретная зона" должна стать непреодолимым препятствием на пути финских намерений усилить свое присутствие на территориях, потерянных в результате Второй мировой войны. Это часть Карельского перешейка и прилегающие к границе участки в Карелии.
Идея "выторговать" у России приграничные земли выглядит в глазах большинства финнов малоперспективной. Куда реальнее - экономическая экспансия Финляндии по другую сторону границы, которая, как считают идеологи пересмотра послевоенных соглашений, может обеспечить плацдарм для дальнейших переговоров. Серьезным шагом в этом направлении стала акция юриста Кари Сильвеннойена, направившего в этом году России два иска от имени 88 бывших владельцев недвижимости на Карельском перешейке.
Речь идет о возврате 61 хутора с земельными владениями общей площадью 2,9 тыс. гектаров. Москва проигнорировала запросы юриста, и теперь он готовит передачу дела на рассмотрение Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Если "иск 88" будет признан в Страсбурге справедливым, в борьбу за "свою собственность" вступят тысячи финнов. Но тридцатикилометровая зона сделает их возможную победу в Страсбурге пирровой. Даже при благоприятном исходе дела они не смогут вступить во владение собственностью, наткнувшись на положение об "особом погранрежиме".