Национальный архив безопасности США опубликовал на своем сайте первый засекреченный отчет американской разведки об аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, в котором сообщается о возможном количестве пострадавших при взрыве в реакторе
Pixabay.com
Национальный архив безопасности США опубликовал на своем сайте первый засекреченный отчет американской разведки об аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, в котором сообщается о возможном количестве пострадавших при взрыве в реакторе.

Отчет был направлен 2 мая 1986 года на имя государственного секретаря США его ассистентом по вопросам разведки и исследований Мортоном Абрамовицем. Он отмечает, что все научное сообщество считает "абсурдом" гибель лишь двух человек в результате катастрофы, как утверждается в официальных данных.

По мнению Абрамовица, во время дневной смены на реакторе РБМК-1000 находятся около 100 человек. Ночью там должны работать примерно 25-30 сотрудников. "Так как третий и четвертый энергоблоки расположены близко друг к другу, вблизи последнего могли находиться около 200 человек днем и до 70 - ночью", - пишет Абрамовиц.

Он отмечает, что в момент взрыва рядом с реактором находились не менее 100 человек. Абрамовиц отмечает, что, судя по фотографиям разрушений, все, кто был вблизи четвертого энергоблока, погибли сразу или получили смертельные дозы радиации.

Документ был опубликован в связи с выходом книги журналистки и бывшего члена Президентского совета при Борисе Ельцине Аллы Ярошинской "Чернобыль: совершенно секретно. Ядерная катастрофа глазами Политбюро, КГБ и разведки США". Кроме него, туда вошли дневниковые записи, отчеты с заседаний политбюро ЦК КПСС и другие материалы.

Авария на Чернобыльской АЭС в Припяти произошла 26 апреля 1986 года. Тогда взорвался ядерный реактор четвертого энергоблока станции. Сообщалось, что в момент взрыва погиб один сотрудник станции, второй умер в первые часы после происшествия. Острую лучевую болезнь зафиксировали больше чем у 100 человек, десятки из них умерли через несколько месяцев после катастрофы.

Новый всплеск интереса к теме аварии произошел после выпуска мини-сериала производства компании HBO: партия "Коммунисты России" обратилась в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к сериалу на всех трекерах и ресурсах. Члены партии заявили, что подлинно народная трагедия в этом сериале стала "объектом идеологической манипуляции со стороны телеканала HBO", и что фильм "являет собой идеологическое орудие, призванное опорочить и демонизировать образ и советской власти, и советских людей".

Кроме того, представители партии отправили заявление в МВД РФ с просьбой возбудить уголовное дело по статье 129 УК РФ за публичную клевету "в отношении режиссера, сценариста и исполнительного продюсера сериала".

Экс-министр культуры России, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что американский сериал "Чернобыль" снят профессионально и трогательно, и его никак нельзя назвать антироссийским. О странной реакции заявила и писательница Светлана Алексиевич, из чьей книги "Чернобыльская молитва" были взяты несколько сюжетных линий сериала.

В начале июля глава Министерства культуры РФ Владимир Мединский заявил, что его ведомство в настоящий момент поддерживает несколько проектов, посвященных аварии на Чернобыльской АЭС и задуманные еще до премьеры американского мини-сериала. При этом он заявил, что американский сериал, несмотря на определенные неточности, достойно показал подвиг ликвидаторов аварии и был снят "с уважением к простым людям, к их подвигу, к самоотверженности".

Вскоре после этого был опубликован трейлер российского сериала о Чернобыле, снятого по заказу телеканала НТВ. Действие сериала разворачивается с апреля по декабрь 1986 года и разворачивается вокруг интереса иностранных спецслужб к Чернобыльской атомной электростанции. Он вызвал резко негативную реакцию пользователей, которые назвали его "мылодрамой для домохозяек". Неоднозначную реакцию вызвал и другой проект, посвященный катастрофе - фильм "Когда падали аисты", режиссером которого стал Данила Козловский.

Продюсер Александр Роднянский заявил, что идея пришла ему в голову еще лет 10 назад и все это время бережно им вынашивалась. "Это будет аттракционный, большой, визуально богатый фильм для большого кинопроката, ориентированный прежде всего на молодую аудиторию", - заявил он.