Кирби впервые подтвердил, что передача крупной суммы наличными в январе 2016 года была связана с процессом освобождения пленных. Он повторил ранее озвученную версию о том, что эти деньги являлись "давним долгом Тегерану". Но при этом он пояснил, что Вашингтон задерживал выплату до тех пор, пока граждане США, освобожденные из иранских тюрем, не выехали из Исламской республики.
Две недели назад пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест заявил журналистам, что передача этих денег не являлась выкупом за заложников, а была погашением долга Тегерану, который был у США еще с конца 1970-х годов. Он заверял, что выплата выкупа за задержанных американцев противоречит политике Соединенных Штатов. Эрнест сказал, что к моменту выплаты денег было принято стратегическое решение о заключении ядерной сделки с Ираном и для его реализации важно было урегулировать давние конфликтные ситуации.
Дело в том, что последний иранский шах Мохаммад Реза Пехлеви заплатил США 400 миллионов долларов по сделке о закупке большой партии оружия. Однако после революции 1979 года шах бежал, а к власти в стране пришли исламисты. В итоге оружие так и не было доставлено в Иран, американцы не вернули и деньги. Для урегулирования спорной ситуации Иран обратился с иском в суд в Гааге. За 37 лет на сумму в 400 миллионов долларов были начислены проценты в размере 1,3 млрд долларов. Таким образом, Иран ждал от США выплаты в общей сложности 1,7 млрд долларов.
Относительно того, почему деньги были выплачены наличными в иностранной валюте, Эрнест сообщил, что в то время перевести Ирану средства другим способом было невозможно - в рамках санкций действовал запрет на проведение любых операций между ИРИ и США в американских долларах.
До этого газета The Wall Street Journal опубликовала статью, в которой говорилось, что эквивалентную 400 миллионам долларов сумму в евро и швейцарских франках США переправили иранским властям в январе 2016 года на транспортном самолете без опознавательных знаков. Издание связывало выплату денег с последовавшим вслед за этим освобождением четверых американцев, арестованных в Иране, в том числе журналиста газеты The Washington Post Джейсона Резаяна. У всех освобожденных было двойное ирано-американское гражданство. Американцы в качестве ответного жеста выпустили из тюрем семь иранцев.