Причины смерти 32-летнего Тьостолва Моланда пока неизвестны. "На данный момент об обстоятельствах смерти мало что известно. Наша приоритетная задача сейчас - следить за вторым осужденным, Джошуа Френчем, и контролировать состояние его здоровья", - заявил, как передает ИТАР-ТАСС, адвокат норвежцев Ханс Мариус Граасолд.
Глава МИД Норвегии Эспен Барт Эйде подчеркнул, что дипломаты взаимодействуют с конголезскими властями по вопросу отправки тела Моланда на родину и по ситуации с Френчем.
В 2009 году норвежцы были взяты под стражу в ДРК по обвинению в убийстве своего шофера и шпионаже. Полиция обнаружила труп шофера с пулевым ранением в голову вблизи города Кисангани, на востоке страны.
Сами норвежцы отрицали свою вину, утверждая, что водителя убила вооруженная банда, которая напала на них.
Как сообщалось ранее, суд посчитал норвежцев шпионами на основании того, что у них были найдены офицерские военные билеты, действительные до 2016 и 2017 годов. У норвежцев также нашли карточки сотрудников частной охранной фирмы, карты местности, GPS-приемник и охотничье ружье. Впоследствии, в кустах около места убийства был найден пистолет, который, по утверждению прокурора, был выброшен норвежцами.
В свою очередь, представители норвежской дипломатической миссии в ДРК заявили, что все контакты с Френчем и Моландом были прекращены еще в 2007 году.
Отмечалось, что причина, по которой два офицера находились на востоке Конго, могла быть связана с открытым к тому времени нефтяным месторождением, расположенным в недрах под озером Альберт, на границе с Угандой.
До 2011 года суд дважды приговаривал их к смертной казни. Вдобавок суд обязал власти Норвегии выплатить штраф в 60 млн долларов за нанесенный африканской стране ущерб, а также компенсацию семье убитого размером в 10 тысяч долларов.
В первый раз они обжаловали приговор, а во второй уже не стали этого делать, рассчитывая, что норвежские власти договорятся с представителями ДРК о переводе их в тюрьму на родине. Такая возможность действительно существовала и обсуждалась до настоящего времени.
Правительство Норвегии в 2009 году осудило смертный приговор. "Я осуждаю смертный приговор, вынесенный двум норвежским гражданам", - прокомментировал решение суда министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере, отметив, что Норвегия выступает "принципиально против высшей меры наказания".
Также Стере опроверг обвинения в шпионаже, выдвинутые против норвежцев и осудил решение военного суда о том, что Норвегия несет ответственность совместно с осужденными и должна выплатить компенсации.