Отвечая на вопрос ведущего программы This Morning о том, сходятся ли Америка и Россия в представлениях о мире, прекращении огня и о том, как сделать Сирию лучше, американский президент заявил: "Цель моего сегодняшнего звонка ему (Путину) была показать, что мы начинаем видеть, как это изнашивается все быстрее. И если Соединенные Штаты и Россия не придут к согласию о поддержании (мира), вхождении процесса в политическое русло и переходу его в новое качество, тогда мы можем вернуться к ситуации, в которой были три-четыре недели назад. И это не послужит интересам никого из нас".
Отметим, что ответ американского президента был интерпретирован двояко. Например, агентство Reuters поняло его слова так, что быстро "изнашивается" Сирия и что "истерзанная войной страна" не сможет двигаться дальше, если США и Россия не договорятся действовать сообща, а РИА "Новости" и радио "Свобода" отнесли это слово к перемирию, которое теряет свою силу.
По словам Обамы, у России и США есть разногласие, связанное с президентом Сирии Башаром Асадом. Россия настаивает "на сохранении структуры сирийского государства, и мы теоретически не возражаем", подчеркнул Обама. В то же время позиция США на протяжении шести лет остается неизменной: "Решение о том, что Асад должен уйти, должны принять сирийцы", - отметил американский президент.
В том же интервью Обама пояснил проводимую им внешнеполитическую политику: "Я считаю, что Соединенные Штаты как единственная сверхдержава имеют обязательство стараться быть позитивной силой во всех частях мира, где есть хаос, войны и конфликты, но это не значит, что мы должны развернуть войска везде, где происходит кризис. Мы должны разумно использовать военную силу", - добавил Обама.
О телефонном разговоре Обамы и Путина, состоявшемся по инициативе американской стороны 18 апреля сообщил сайт Белого дома. На сайте грворилось, что президент США указал на важность оказания давления на Башара Асада, чтобы остановить наступление сирийской армии на силы оппозиции, и разделил озабоченность Путина по поводу статуса режима прекращения огня в Сирии между режимом Асада и его союзниками, с одной стороны, и вооруженной оппозицией - с другой.
Пресс-служба Кремля передавала, что "лидеры обстоятельно обсудили ситуацию в Сирии, подтвердив, в частности, настрой содействовать закреплению инициированного Россией и США режима прекращения боевых действий в этой стране, а также обеспечению доступа гуманитарной помощи в соответствующие районы".
"Условлено и далее наращивать координацию усилий двух стран на сирийском направлении, в том числе по линии спецслужб и оборонных ведомств. С этой целью будут проработаны дополнительные меры по оперативному реагированию на имеющиеся нарушения режима прекращения огня", - отмечалось в официальном сообщении.
18 апреля, в день переговоров двух президентов, делегация сирийской оппозиции в Женеве - Высший комитет по переговорам (ВКП), созданный в Эр-Рияде в декабре 2015 года, - приняла решение приостановить свое участие в переговорах в связи с постоянным нарушением перемирия силами Асада, а вооруженные формирования оппозиции объявили о начале контрнаступления.
"Мы не можем участвовать в этом процессе, пока не будут сняты осады городов, не будут освобождены заключенные, доставлена гуманитарная помощь, прекращены бомбардировки гражданских лиц", - заявил сегодня, 19 апреля, журналистам на пресс-конференции главный координатор ВКП Риад Хиджаб.
Накануне он заявил, что берет паузу в межсирийских мирных переговорах, проходящих в Женеве под председательством спецпосланника Генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры: "Это наша позиция, и мы ее довели до де Мистуры", - приводит сегодня слова Хиджаба ТАСС.
"Некоторые члены нашей делегации уехали вчера, некоторые сегодня, кто-то уедет завтра. Я сам уезжаю сегодня. Но в Женеве останутся люди, чтобы работать", - подчеркнул Хиджаб.
С 27 февраля в Сирии действует режим прекращения огня. Перемирие не распространяется на запрещенные в России и других странах организации "Исламское государство" (ИГ, ДАИШ), "Джебхат ан-Нусра" (сирийское подразделение "Аль-Каиды") и другие группировки, признанные Советом Безопасности ООН террористическими.