Российский МИД отнес его к числу лиц, причастных к легализации и применению пыток, бессрочному содержанию заключенных после терактов 11 сентября. Ю признает, что только поэтому и мог оказаться в "черном списке", но подчеркивает, что "пытки" подозреваемых в терроризме - совсем не то же самое, что жестокое обращение с узниками российских тюрем. В своей статье он проводит несколько таких параллелей между США и Россией с целью доказать, насколько "правее и благороднее" его страна.
- Многие читатели не одобрили статью: автора обозвали "помесью наемного убийцы и обезьяны"
Даже по версии российских чиновников, Сергея Магнитского держали в плохих условиях, охранники избивали его, ему при наличии серьезных проблем с желчным пузырем и поджелудочной железой отказывали в медицинской помощи, рассказывает читателям Джон Ю. Он указывает, что в российских тюрьмах вообще "ужасные условия", а жестокое обращение с заключенными - "обычное дело", приводит цитаты InoPressa.
При этом чиновник возражает, что сами США дурно обращались с лидерами "Аль-Каиды" и пытали их: "Это сознательно неверная трактовка фактов". Он утверждает, что администрация Джорджа Буша соблюдала "статут, запрещающий пытки". (Впрочем, американские правозащитники так не считают, в их недавнем масштабном докладе перечислены многочисленные факты применения к заключенным пыток сотрудниками ЦРУ).
А что касается известной пытки водой (waterboarding), создающей у допрашиваемого иллюзию утопления, то Ю заявил, будто этот метод и вовсе не причиняет физического вреда и был разрешен, так как ранее использовался при обучении американских военных.
"Российское правительство допустило избиение Магнитского охранниками, но в тех редких случаях, когда американские охранники жестоко обращались с задержанными, власти проводили расследования, наказывали и судили нарушителей", - продолжает бывший советник. К тому же, по его словам, узники Гуантанамо получают медицинскую помощь того же уровня, что и военнослужащие США.
"Еще более важное различие между делом Магнитского и войной с террором - оправдывающие обстоятельства, - рассуждает Джон Ю. - Российские чиновники арестовали Магнитского, чтобы подавить внутреннее инакомыслие и скрыть коррупцию и воровство чиновников". Власти США разрешили жесткие методы ведения допросов, чтобы предотвратить атаки на свою страну, пишет автор.
Для России дело Магнитского - шаг к восстановлению авторитаризма, а США стремились защитить "ведущего поборника свободы и демократии" от фанатиков, заключает бывший чиновник. Он советует американскому руководству "проявлять решительность на войне с террором и верить в правоту своего дела", иначе Путин победит США и демократическую свободу.
Многие читатели не одобрили статью: автора обозвали "помесью наемного убийцы и обезьяны"
Джон Ю не впервые выступает с желчной реакцией по поводу своего попадания в российский "список Гуантанамо". Вскоре после того, как имена были обнародованы МИДом, газеты получили от него по почте такой саркастический комментарий: "Черт. Срывается мой поединок по дзюдо с Путиным", "Плакала дача в Сочи, о которой всегда мечтала жена".
Но, надо сказать, что в самой Америке, похоже, не все готовы радоваться такой реакции. Среди комментариев под статьей Джона Ю в WSJ немало тех, что содержат довольно резкую критику. "Пожалуй, он худший юрист, когда-либо работавший на правительство, - полагает один из читателей. - За то время (к счастью, короткое) этот парень занимался ужасными вещами. Нам всем и ему самому было бы лучше, если бы он просто заткнулся".
"Ого, сколько ненависти! - поражается другой. - Неужели при нынешней администрации Минюст останется все тем же ведомством, которое опозорило себя сотрудничеством с этим наемным убийцей, по-обезьяньи повторяющим, что он "не видит зла".
"Поздравляю! Имея такого врага, как Путин, вы превзошли всех малозаметных лауреатов Нобелевской премии мира за последние 10 лет как минимум!" - иронизирует третий. Безусловно, пытку водой, как и любую другую, можно считать безвредной - пока она не начинает причинять человеку вред, рассуждает он. И заключает: интересно, как применяющие пытки тюремщики могут знать, когда им остановиться, чтобы не допустить такого вреда?