В ответ на утверждения грузинской делегации о несостоятельности обвинений Тбилиси в массовых нарушениях международного гуманитарного права российский дипломат рассказал о конкретных фактах убийств детей, расправ над беременными женщинами, расстрелов безоружных мирных граждан, привел имена жертв и обстоятельства их гибели.
Острая полемика между представителем РФ Владимиром Жегловым и представителем Грузии Майей Шанидзе произошла накануне, однако подробности ее стали известны журналистам лишь в пятницу.
Выступая в четверг, Жеглов от имени России призвал мировое сообщество решительно осудить и не оставить безнаказанными преступления режима Саакашвили, совершенные во время агрессии против Южной Осетии, в том числе против детей.
"Полтысячи детей югоосетинской столицы Цхинвала три дня находились под шквальным огнем грузинской тяжелой артиллерии и реактивных систем залпового огня. Дети были в числе убитых и раненых, многие потеряли родителей и близких. Оказавшись без воды, еды и медицинской помощи в сырых подвалах, гибли беременные женщины и новорожденные младенцы. После захвата ряда деревень вокруг Цхинвала и оккупации кварталов самого города грузинские военные развернули настоящую охоту на мирных жителей, врываясь в дома и убивая целые семьи, забрасывая гранатами подвалы, где укрывались люди", - сказал российский дипломат.
Выступавшая после российского представителя его грузинская коллега Майя Шанидзе со своей стороны обвинила Россию в военной агрессии против Грузии и грубейших нарушениях прав детей и прав человека в целом, сообщает пресс-служба ООН. Шанидзе также заявила, что женщины и дети стали основными жертвами конфликта. По ее словам, боевые действия привели к перемещению 115 тысяч человек, из которых 40% - дети в возрасте до 16 лет. Представитель Тбилиси заявила, что "российские оккупационные силы препятствовали доставке гуманитарной помощи для детей и женщин, оставили тысячи из них без крыши над головой".
"В результате нападения России была разрушена грузинская система образования", - сказала Шанидзе.
Она также подчеркнула, что из-за того, что многие школы сейчас используются для размещения беженцев, грузинские дети в ряде районов не смогли начать вовремя учебный год.
После выступления Майи Шанидзе Владимир Жеглов вновь взял слово. "Печально, конечно, что в ряде школ Грузии учебный год начался на месяц позже. Гораздо печальнее, однако, что для многих детей из Южной Осетии учебный год не начнется уже никогда, поскольку их убили грузинские военные", - заявил он.
При этом российский представитель сказал, что в России в равной степени скорбят о всех жертвах войны, независимо от национальности, и выразил надежду, что "исторически теплые братские отношения российского и грузинского народов" восстановятся.
Вместе с тем, он обратил внимание делегаций на то, что представитель Грузии не стала отрицать приведенных фактов насилия в отношении детей со стороны грузинских военных.
Сразу же после этого Майя Шанидзе во второй раз вступила в дискуссию, заявив о безосновательности фактов, изложенных российской стороной.
Владимир Жеглов ответил на это перечислением страшных подробностей конкретных преступных деяний, которые, по его словам, "были задокументированы правоохранительными органами и неправительственными организациями".
"Жительница Южной Осетии Марина Чочиева была хладнокровно расстреляна грузинскими военными в собственном автомобиле вместе с детьми и сестрой на Зарской дороге близ Цхинвала... Здесь (же) от огня грузинских танков погибли Дина Джуссоева 15-ти лет и Аслан Джуссоев 14-ти лет. Их мать выбросило взрывной волной из машины, а ее муж и дети сгорели заживо на ее глазах. Там же от пули снайпера погибла 14-летняя девочка по фамилии Шоназарова... Новорожденная Нино Беченова-Зенашвили умерла от гипоксии (кислородной недостаточности), так как ее мать во время осады Цхинвала три ночи провела в подвале горящего дома рядом с трупами погибших", - рассказал российский дипломат.
Он представил и другие задокументированные свидетельства событий августа: "В собственном доме в Цхинвале были застрелены Елбакиевы - мать с трехлетней дочерью. Зверский характер этих убийств подтверждают обезображенные тела жертв. Есть свидетельства того, как грузинский танк раздавил пожилую женщину с двумя детьми... Жительница Цхинвала Томаева сообщила, что грузинские солдаты расстреляли беременную женщину... По свидетельству очевидца Санакоева, в Цхинвале у дома 197 по улице Ленина грузинские военнослужащие нанесли несколько ударов ножом беременной женщине..., она скончалась на месте, погиб и ее нерожденный младенец".
По словам Жеглова, многие убитые, в том числе несовершеннолетние, сгоревшие в автомашинах, так и не были опознаны. Он также сообщил о многочисленных фактах ранений, тяжелых физических увечий и психических травм детей в ходе бомбардировок и обстрелов с грузинской стороны.
Российский дипломат отметил, что дети Южной Осетии, пережившие грузинское нападение, долгое время будут находиться в состоянии сильнейшего стресса, значительные психические травмы получили дети и подростки, ставшие свидетелями гибели своих родителей и сверстников или потерявшие родных и близких.
"Сережа Качмазов 12 лет стойко выдержал все испытания, но мать не знала ответа на вопрос сына: "Нас сейчас будут расстреливать?". Дети постарше спрашивали: "А умирать страшно?" Диана Джиоева 11 лет, девочка из религиозной семьи, не может понять, как "Бог мог такое допустить?", - продолжал Жеглов.
Он также заявил, что многие детали преступлений режима Саакашвили в Южной Осетии настолько бесчеловечны, что их даже невозможно описать.
"Подобные преступления, кем бы они ни совершались, не должны оставаться безнаказанными. Мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы такой кошмар не повторился", - обратился он к представителям государств-членов ООН, завершая выступление.