Российский академик Валерий Тишков обжаловал в Таллинском административном суде решение Министерства внутренних дел Эстонии, согласно которому его не пустили в эту страну
Russian Look
Российский академик Валерий Тишков обжаловал в Таллинском административном суде решение министерства внутренних дел Эстонии, согласно которому его не пустили в эту страну, сообщает местный портал ERR.

Жалобу 72-летний ученый подал еще 10 ноября, но суд еще не занял позицию по этому вопросу, уточнила порталу пресс-секретарь суда Аннели Вилу.

Это первый случай, когда россиянин, ставший невъездным по распоряжению МВД, оспаривает это решение в суде, отмечает "МК-Эстония". Решение обратиться в суд с требованием аннулировать запрет на въезд в Шенгенскую зону и компенсировать судебные издержки ученый принял по предложению депутата Европарламента Яны Тоом, пишет издание.

Тишков ранее высказывал предположение, что въезд в Эстонию ему, скорее всего, запретили из-за его убеждений, прежде всего в вопросах этнической политики этой страны и другой бывшей прибалтийской советской республики - Латвии, отмечает ERR.

Сам Тишков отмечал, что в одной из своих книг он высказывался по поводу ситуации с национальными меньшинствами в Эстонии, но подчеркивал, что это было не только его персональное мнение, поскольку схожие претензии исходили и от общественных организаций, в частности от ОБСЕ. После скандального инцидента в аэропорту Таллина он заявлял ТАСС, что никогда не допускал каких-либо резких высказываний в адрес Эстонии.

Как сообщалось, директор Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Российской академии наук академик Валерий Тишков прилетел в Таллин 12 октября, чтобы на следующий день принять участие в дискуссии "Национальные отношения и конфликты в зеркале политики", организованной медиаклубом "Импрессум".

Однако на пограничном контроле российскому академику было отказано во въезде в Эстонию. В результате пожилой ученый вынужден был провести ночь в транзитной зоне аэропорта из-за отсутствия обратных рейсов и вернулся в Москву 13 октября.

Как выяснилось позднее, запрет на въезд в Эстонию для Тишкова, имевшего польскую визу, был принят МВД Эстонии 9 октября. Однако считается, что по европейской практике МВД не обязано заранее оповещать людей о включении в черные списки, поясняет "МК".

О причине отказа во въезде российскому академику можно будет узнать только через 75 лет, сообщил ранее порталу Delfi пресс-секретарь министерства Михкель Лойде.

Такая же история случилась ранее с заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Жарихиным и главным редактором журнала "Национальная оборона" Игорем Коротченко - им тоже отказали во въезде в Эстонию в качестве гостей "Импрессума", который эстонская охранная полиция (КаПо) связывает с российской Службой внешней разведки.

Тишков в итоге все же сумел выступить перед собравшимися в Таллине посредством телемоста. Главную задачу упомянутого медиаклуба его учредители видят в объединении представителей СМИ, творческих деятелей для улучшения взаимопонимания и доверия друг к другу простых людей, живущих в независимых постсоветских государствах.

МИД РФ выступил с заявлением в этой связи, расценив запрет на въезд в Эстонию российскому академику как "провокационную акцию, направленную на воспрепятствование открытому и непредвзятому обмену мнениями представителей общественных и научных сообществ двух стран".

"Этот случай наглядно демонстрирует, чего на практике стоят демагогические заявления о приверженности Эстонии принципам демократии и свободы слова. Такие шаги Таллина, разумеется, не останутся без ответа и будут нами учитываться в контексте двусторонних отношений", - заверили на Смоленской площади.

Стоит отметить, что Россия тоже поступала подобным образом с гражданами Евросоюза. Так, в сентябре депутата Европарламента Ребекку Хармс, летевшую на суд к украинской летчице Надежде Савченко, не пустили в Россию, назвав нежелательной персоной. Для Хармс это оказалось полной неожиданностью, она заподозрила, что у РФ есть тайные черные списки. На это в МИДе РФ заявили, что европейским политикам следует по дипломатическим каналам проверять, не попали ли они в эти списки, если у них появляются такие подозрения. Обнародовать стоп-лист в Москве отказались.