Советники считают, что Буш, скорее всего, одобрит новый подход, который горячо обсуждают разные группировки в администрации. Но он сделает это не раньше, чем КНДР вернется к международным переговорам о ее ядерной программе. Переговоры не движутся с сентября.
Северная Корея давно требует мирного договора вместо перемирия 1953 года, которым закончилась Корейская война.
На протяжении нескольких лет после прихода к власти Буш обещал продолжать экономическую и дипломатическую изоляцию КНДР до тех пор, пока она не демонтирует полностью свою ядерную программу. Затем позиция США смягчилась, и администрация пообещала, что какие-то блага начнут поступать в КНДР, как только начнется серьезный демонтаж программы. Если президент позволит начать мирные переговоры параллельно с шестисторонними переговорами о разоружении, это будет сигнализировать о существенном изменении тактики.
Решение рассмотреть изменения, вероятно, принято под влиянием озабоченности по поводу иранской ядерной программы. Азиатский дипломатический источник заявил: "Есть ощущение, что нельзя оставлять КНДР как модель того, чем надеется стать Иран - ядерным государством, отвечающим "нет" на внешнее давление".
Но далеко неочевидно, что КНДР будет участвовать в каких-либо новых переговорах, особенно если они будут включать в себя такие аспекты, как политические реформы, права человека, терроризм и открытость страны, которые администрация Буша считает необходимым компонентом переговоров с КНДР.
Многие в администрации, отвлекшись на войну в Ираке и ядерное противостояние с Ираном, почти забыли о Северной Корее в надежде, что ее правительство либо разоружится, либо падет во время президентства Буша. Они все чаще обвиняют двух партнеров Буша по переговорам, Южную Корею и Китай, которые отправляют в КНДР помощь, в то время как США стремятся перекрыть главные источники ее доходов.
Авторы секретного разведывательного документа, циркулирующего среди высокопоставленных чиновников в этом году, пришли к выводу, что с начала президентства Буша КНДР произвела достаточно ядерного топлива для полудюжины боеголовок и ежегодно производит плутоний примерно на одну боеголовку. Но неизвестно, превращает ли КНДР это топливо в оружие.
Поскольку шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР не дают результата, госсекретарь Кондолиза Райс и ее советник Филип Зеликоу подготовили два документа, описывающих новый подход.
Соглашение, подписанное в сентябре КНДР и пятью другими участниками переговоров - США, Южной Кореей, Китаем, Японией и Россией - гласит, что КНДР откажется от оружия и "в ближайшее время" вернется в Договор о ядерном нераспространении, но из него неясно, что должно произойти раньше: разоружение или помощь КНДР.
В нем есть фраза, открывающая путь инициативе, рекомендованной Бушу, гласящая, что "заинтересованные стороны проведут переговоры о мире на Корейском полуострове". Но не говорится, какие шаги должна для этого предпринять КНДР.
Оправдывая свой отказ вернуться на переговоры, КНДР горько жалуется на финансовые санкции, введенные США и направленные на прекращение банковской деятельности КНДР в Макао и других местах Азии. США называют это "мерами предосторожности", направленными на то, чтобы прекратить подделку долларов в КНДР, а также экспорт наркотиков и ракет.
Даже если начнутся мирные переговоры, эти санкции не отменят. Источники в разведке утверждают, что санкции вызывают протесты, так как отражаются на деятельности секретной структуры, которая финансирует президента Ким Чен Ира, предоставляя ему деньги, которые он тратит на собственные удовольствия и покупку лояльности других руководителей страны. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)