Оглашение этого плана последовало за решением израильского правительства отказать палестинцам в полной государственной независимости, заменив ее "определенными атрибутами суверенитета". Как пишет сегодня The Guardian (перевод на сайте Inopressa.ru), новый план немедленно вызвал обвинения со стороны палестинцев, которые заявили, что израильский премьер-министр пытается превратить оккупированные территории в огромную тюрьму.
Высота израильской заградительной стены составляет 6 метров, ее верхний край опутан колючей проволокой. В нескольких местах созданы караульные башни. Изначально предполагалось, что забор длиной 230 миль протянется вдоль всей границы Западного берега с Израилем, местами вдаваясь вглубь палестинских территорий и окружив один, а, может быть, и два крупных города.
Теперь Шарон предлагает соединить два противоположных конца забора дополнительным отрезком, который должен пройти по Иорданской долине. Однако премьер-министр опроверг предположение о том, что этим забором Израиль хочет заранее обозначить границы будущего палестинского государства в преддверии реализации американского плана, известного под названием "дорожная карта".
"Забор - это не политическая граница. Также это вряд ли можно назвать "безопасной границей". Это, скорее, еще одна мера, которая окажет содействие в войне с террором и в предотвращении незаконного проникновения (в Израиль)", - заявил Шарон.
Палестинская сторона немедленно осудила эту меру, заявив, что она превратит любое будущее государство в тюрьму, контролировать которую будут израильтяне.
"Этот шаг в очередной раз подтверждает, что цель постройки стены - не отделить Западный берег от Израиля, а загнать палестинцев в резервацию. Это значит, что израильтяне будут контролировать нашу границу с Иорданией и то, что останется от наших лучших сельскохозяйственных угодий. Стена вдоль зеленой черты уже съела много нашей лучшей земли, а теперь они собираются сделать то же самое с той, что осталась в Иорданской долине", - заявил юрисконсульт Организации освобождения Палестины Майкл Тарази, добавив, что если таким образом израильтяне хотят сохранить свое присутствие на палестинских территориях, то все шансы на мирное урегулирование испаряются.
Первый отрезок стены длиной в 80 миль, протянувшийся к северу от города Калькилья, почти завершен - в июле он будет передан под контроль израильской армии.
К концу года должен быть закончен второй отрезок, который разделит Израиль и северную часть Западного берега. Затем будет построена стена вдоль южной границы с палестинскими территориями, причем особое внимание будет уделено районам Иерусалима и Хеврона.
И, наконец, еще один отрезок, на необходимости которого настаивает Шарон, должен соединить два конца стены - один около Хеврона, другой на севере Западного берега - протянувшись через всю Иорданскую долину.
По слова Джеффа Халпера, который документирует продвижение Израиля вглубь палестинских территорий, строительство стены в Иорданской долине сложно назвать антитеррористической мерой.
"Если рассуждать с точки зрения палестинского терроризма, в Иорданской долине не так уж много объектов для нападения. И стена в Иорданской долине не похожа на стену с другой стороны, где находится Израиль, - отметил он. - Сложно не предположить, что они (израильтяне ) намерены использовать стену, чтобы де-факто создать границу, которая по существу усекает территорию Западного берега, которую Шарон намерен отдать палестинцам, до 45 или 50%".
Израильское правительство утверждает, что стена - это временная мера, на которую Израиль пошел ради сдерживания террористических атак до полного политического разрешения. Однако Тарази задается вопросом, будет ли Израиль готов проявить политическую волю для разрушения стены при условии, что этот шаг получит полную поддержку всех политических партий. "Если приложить волю, изменить можно все. Вопрос в том, будет ли она проявлена со стороны Израиля", - подчеркивает он.