Штурм, продолжавшийся более шести часов, был завершен к ночи 18 января. По данным алжирского информагентства APS, спасены были порядка 600 граждан Алжира. Также установлены личности двоих освобожденных граждан Кении, шотландца и француза.
Точное число жертв до сих пор не ясно. По данным Reuters, жертвами террористов стали 30 гражданских лиц, включая иностранных граждан. На данный момент, как сообщили агентству представители местных властей, известно о гибели семи иностранцев, и уже установлены личности двоих британцев, двоих японцев и одного гражданина Франции. Национальная принадлежность остальных погибших иностранных работников предприятия выясняется. Кроме того, опознаны восемь граждан Алжира, личности остальных и их точное число устанавливаются.
Дело в том, что до завершения антитеррористической операции некоторым заложникам - возможно, нескольким десяткам - удалось сбежать. До сих пор их судьба неизвестна.
В ходе операции убиты, по разным данным, от 11 до 14 террористов, включая лидера одной из участвовавших в нападении на комплекс террористических организаций - "Сыны пустыни за исламскую справедливость". Вместе с ним убит главарь алжирской группировки "Абу аль-Бараа", мавританец Абдулла Ульд Ахмида. Именно эти структуры составили костяк бандформирования под руководством организации "Расписавшиеся кровью".
По информации властей, боевики, атаковавшие нефтегазовое предприятие, проникли в Алжир из Ливии. Предварительно установлено, что в захвате заложников участвовали граждане Алжира, Мавритании, Нигера, Мали, а также гражданин Франции и подданный Канады.
Ранее сообщалось, что вертолеты алжирских ВВС нанесли бомбовый удар по объекту, при этом ряд региональных СМИ сообщал, что гибель людей произошла не во время бомбардировки, а при атаке каравана машин с захваченными заложниками.
Нападение боевиков на нефтегазовый комплекс Ин Аменас (регион Тигентурин, провинция Иллизи) на востоке Алжира, было "нацелено на то, чтобы вовлечь Алжир в конфликт в Мали, дестабилизировать обстановку в Алжире и разрушить национальную экономику, которая на 98 процентов зависит от экспорта энергосырья", заявили местные власти. Атаку экстремистов они обозначили как "агрессию международного терроризма против алжирского народа".
Напомним, что, захватив в Алжире иностранных рабочих, "Аль-Каида" таким образом ответила на французское вторжение в Мали.
Боевики готовились к нападению два месяца
Как выяснилось, боевики готовились к операции два с лишним месяца. Террористы изучили инфраструктуру месторождения, самого завода и городка, где проживали газовики, передает ИТАР-ТАСС.
Руководил захватом известный в Северной Африке алжирский боевик Мохтар Бельмохтар, в свое время воевавший против советских войск в Афганистане и прошедший там подготовку в тренировочных лагерях талибов. В прошлом он возглавлял экстремистскую "Салафистскую группу проповеди и джихада", но позднее разошелся во взглядах с лидерами местной ячейки "Аль-Каиды" и основал собственное экстремистское подразделение, получившее название "Расписавшиеся кровью".
К атаке на комплекс подключились также другие группировки, в том числе террористическая организация "Сыны пустыни за исламскую праведливость" и алжирская "Абу аль-Бараа", главари которых были позднее уничтожены в ходе спецоперации.
Хроника событий
Атака на комплекс была предпринята в среду, 16 января, алжирская армия начала действовать в четверг. Официальных заявлений властей Алжира до сих пор нет.
Ясно с самого начала было лишь одно - ни на какие переговоры и, тем более, уступки, власти не пойдут. Зато у боевиков появился информационный рупор в лице мавританского информационного агентства АНИ, которое сначала обнародовало заявление захватчиков с требованиями к Алжиру отозвать выданное ранее Франции разрешение на использование воздушного пространства страны для пролета в Мали, где французский контингент ведет операцию против исламских боевиков.
От самой Франции боевики требовали прекратить военные действия в Мали, а также освободить из тюрем сотню соратников, осужденных за терроризм.
В дальнейшем агентство едва ли не в прямом эфире передавало хронику событий, которую удавалось по крупицам сводить воедино также с помощью алжирского новостного телеканала "Ан-Нахар" и информагентства APS.
Лишь когда начался штурм, телефонные контакты с экстремистами прервались. Позднее стало известно, что представитель, постоянно выходивший на связь с мавританским агентством, был убит.
По имеющимся данным, порядка 30 заложников, среди которых были алжирцы и иностранцы, удалось бежать. Их эвакуировали с места событий на военных вертолетах.
Армия к тому времени уже окружила комплекс и периодически подвергала его обстрелам, пытаясь выбить оттуда экстремистов. Последние, в свою очередь, потребовали открыть им безопасный коридор для проезда, угрожая расправой с заложниками.
Когда из района попыталась выехать колонна с боевиками и пленниками, с воздуха по автомобилям было нанесено несколько ударов. Тогда появились сведения о гибели порядка 35 заложников, еще четверо были освобождены. Эта информация так и осталась без официального подтверждения.
Уже к вечеру APS сообщило об освобождении 600 алжирских сотрудников и четверых иностранцев - двоих британцев, кенийца и француза.
Ближе к вечеру начался штурм, который длился несколько часов. Впервые с начала кризиса с заложниками выступил официальный представитель Алжира - министр информации страны Мохаммед Саид, который сообщил, что "значительное число террористов нейтрализовано", а сама операция "продолжится до полного освобождения всех заложников". Его заявление стало первой официальной реакцией властей страны за сутки.
Как сообщало алжирское телевидение, экстремистам удалось подорвать участок газопровода и взорвать цеха заминированного ими перерабатывающего завода.
Штурм завершился ближе к полуночи.