"Каждый может совершить то, что сделал я. Не все рождаются сильными духом, но это можно изменить", - цитирует Брейвика BBC. Ему, впрочем, не чужда скромность. Рассуждая сегодня о том, кто такой "идеальный рыцарь", Брейвик заявил: "Настоящий рыцарь - это тот, кто может действовать и в одиночку... Нет, я не такой".
Брейвик, ранее заявивший, что будет руководить норвежской сетью националистов из-за решетки, отказался говорить о своих единомышленниках на родине. Он пояснил, что опасается за их безопасность, так как норвежская группы "сети" малочисленна, а полиция неплохо работает. Он рассказал лишь о том, что однажды общался с кем-то по интернету, однако не доверял этому человеку и опасался попасться в руки спецслужб, передает корреспондент Sky News из зала суда.
- Брейвик считает "смехотворным" срок в 21 год и считает, что смертная казнь была бы уместнее
О своих контактах за рубежом террорист тоже предпочитает не распространяться. "Я уже рассказал полиции даже больше, чем стоило бы", - заявил Брейвик. Он в то же время сообщил, что для поиска контактов с единомышленниками он посещал Лондон, где ему помогли организовать важную встречу в Либерии.
"Я встречался с тремя людьми в Лондоне и с одним в Либерии", - заявил Брейвик. По его словам, в британской столице он был в апреле 2002 года. Там он познакомился с одними из "наиболее выдающихся политиков и военачальников Европы".
"Посещал Либерию для встречи с националистом. Это серб. Не стану называть его имени. Не хочу, чтобы других арестовали", - заявил подсудимый. По его словам, выходец из Сербии - это "герой, борющийся с мусульманами". Этот серб, по словам террориста, тщательно проверял Брейвика, "того ли он калибра". В его пользу, по словам подсудимого, сыграло то, что прежде у него не было проблем с законом, он не числился даже в неофициальных списках экстремистов.
Что же касается пребывания в стране, то у Брейвика, по его словам, было прикрытие - он якобы работал на ЮНИСЕФ. А на таможне в аэропорту по прибытии он сообщил, что намерен заключить несколько контрактов на приобретение алмазов. По словам подсудимого, никого особо не интересовала цель его визита. В Либерии, как утверждается, он пробыл около трех недель.
Националистическая организация, в которую Брейвик якобы входит, не имеет, по его словам, конкретных лидеров. Это вообще уникальный формат объединения, заявил сегодня подсудимый. По завершении лондонской "командировки" террорист поставил себе цель собрать крупную сумму денег и организовать на родине националистическую организацию.
Манифест зародился в Лондоне
В Лондоне у Брейвика, как он сегодня подтвердил, был "наставник Ричард", который создал основу для будущего "манифеста" норвежского террориста, опубликованного им незадолго до совершенного двойного теракта. Возможно, этим "наставником" был Пол Рэй - сооснователь и бывший член "Лиги английской обороны", известный как "Ричард Львиное Сердце". Эта неформальная преимущественно молодежная организация выступает против исламизации Великобритании. Минувшим летом Рэй заявлял в интервью британской прессе, что хотя лично с Брейвиком знаком не был, подозревает, что его взгляды могли оказать влияние на норвежца, сообщала британская газета Metro.
Брейвик сегодня заявил в суде, что именно в Лондоне ему дали задание написать манифест организации. Для работы он впоследствии использовал записи, сделанные во время встреч с британскими единомышленниками. Прокурор поинтересовалась, почему такое задание дали именно Брейвику. "Не только мне, другие тоже должны были писать манифест", - ответил подсудимый.
Сегодня он согласился с мнением обвинения о том, что этот документ написан несколько вычурным языком. "Это чтобы воодушевить людей", - пояснил преступник.
Когда прокурор зачитывала наиболее "сумасшедшие" выдержки из манифеста, Брейвик ухмылялся. Так, себя в документе он упоминает короля Сигурда I Крестоносца и чуть ли не сравнивает себя с ним. На вопрос, не считает ли он себя самого монархом, Брейвик со снисходительной улыбкой ответил только, что "Сигурд Крестоносец был нашим великим королем". Что же касается крестоносцев, то они сыграли важную роль в становлении христианства - силы, объединяющей европейцев.
В суде Брейвик ведет себя достаточно спокойно, однако сегодня в нем чувствуется напряженность и в большей степени негативный настрой, отмечают присутствующие в зале суда журналисты. Периодически он ухмыляется.
Обвиняемый сосредоточен, он активно общается с гособвинителями, задает вопросы и не скрывает раздражения. После перерыва Брейвик почти сразу набросился на прокурора с критикой его "тактики". Его осадили судьи, заявившие, что если ему не нравятся вопросы, он может не отвечать. Впрочем, молчание тоже может быть использовано против него, напомнили подсудимому.
Так, Брейвик попросил прокурора объяснить, по какой причине обвинение столь упорствует и пытается вытянуть из него информацию о сети националистов в Европе. Он, впрочем, сам дал ответ: "Вы ходите узнать о "тамплиерах"? В своем манифесте террорист, как известно, называет себя рыцарем "ордена тамплиеров". О существовании сегодня националистической организации с подобным названием ничего не известно, потому вопрос о вменяемости Брейвика пока остается открытым.
Когда прокурор признала, что желает больше узнать об "ордене", Брейвик ответил, что пора бы "прекратить издеваться и перейти к делу". "Давайте закончим с этим и не будем тратить время", - заявил преступник. Ранее Брейвик, напомним, просил не унижать его, когда психиатры усомнились в его адекватности.
Сегодня в зале суда присутствует группа врачей, которые внимательно наблюдают за поведением подсудимого. Если Брейвика признают вменяемым, ему грозит наказание в виде 21 года лишения свободы. Впрочем, срок заключения может быть продлен, если осужденного по истечении срока признают все еще опасным для общества. Если врачи сочтут, что террорист невменяем, то он будет направлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Там у него также есть шанс задержаться на всю жизнь.
В зале заседаний выделены места для родственников жертв Брейвика, однако сегодня многие из них пусты. Завтра в суде, как можно предположить, будет более многолюдно: заседание будет посвящено взрыву в правительственном здании в Осло. А в пятницу главной темой станет бойня на Утойе.
Брейвик считает "смехотворным" срок в 21 год и считает, что смертная казнь была бы уместнее
Также в среду Андерс Брейвик заявил, что считает максимальный срок по его статье в 21 год "смехотворным" и что в его ситуации следовало бы назначить наказание в виде смертной казни, передает РИА "Новости".
По словам Брейвика, в его деле может быть два логических завершения - освобождение или смертная казнь. На вопрос прокурора, считает ли он, что в Норвегии следовало бы ввести смертную казнь для такого случая, как дело его самого, Брейвик ответил: "Это было бы правильно с разных точек зрения. Если говорить об уголовном деле, таком, как это, существуют только два возможных его завершения. Я рассматриваю срок в 21 год как довольно скромное наказание".
"Вы хотели бы, чтобы вас приговорили к смертной казни?", - уточнила обвинитель. "Я бы не хотел, чтобы меня приговорили к смерти, но отнесся бы с уважением к подобному решению. Я не собираюсь признавать срок в 21 год, это смехотворное наказание", - сказал Брейвик.
Он также выразил сожаление в связи с тем, что во вторник процесс покинул один из судей, который сразу после терактов заявил в соцсети, что единственным справедливым наказанием для Брейвика была бы смертная казнь.
Брейвик также повторил, что не рассчитывал выжить во время теракта. "Я относился к нему, как к акту самоубийцы-смертника, не думал, что переживу 22 июля. Вероятность, что я смогу выжить в правительственном квартале я оценивал в 5%", - сказал он.
Треть норвежцев выступает за ведение прямой трансляции из суда
Каждый третий житель страны изъявил желание следить за ходом суда посредством прямой телевизионной трансляции, сообщает местное издание VG Nett. Однако ранее судьи постановили запретить трансляцию из опасения, что Брейвик захочет использовать суд как площадку для пропаганды своих идей.
Так, в первый день ограничений на трансляцию не было, однако во вторник Брейвик чересчур увлекся и затянул свое выступление более, чем на час. При этом, по свидетельствам журналистов, он лишь изредка отрывал глаза от листка с заранее заготовленным текстом. Видя велеречивость подсудимого, суд решил запретить прямую трансляцию. Жалоба норвежского объединения редакторов, поданная на это решение, была отклонена.
"Если большинство (две трети населения) поддерживает запрет на трансляцию, еще не значит, что это решение верно, - заявил генеральный секретарь объединения Нильс Е. Ой. - Есть потребность в информации. ТЕ, кто не хочет смотреть, может переключить канал".