Москва, в нарушение Закона о коррупционных практиках за рубежом, "компрометировала взятками и откатами американскую фирму, которая занималась автомобильными перевозками урана"
Reuters
Федеральное бюро расследований (ФБР) собрало доказательства того, что чиновники российской атомной отрасли занимались вымогательством, отмыванием денег, взяточничеством и откатами, призванными увеличить "бизнес российского президента Владимира Путина" в атомной энергетике США, пишет The Hill, ссылаясь на судебные и правительственные документы ФБР. "Бизнесом Путина", судя по всему, в статье метонимически названа российская атомная индустрия вообще.

Как отмечает издание, материалы были собраны перед тем, как администрация американского президента Барака Обамы одобрила в 2010 году спорную сделку, отдававшую под контроль Москве существенную часть американского урана.

Агенты федерального ведомства с помощью тайного американского свидетеля, работавшего в российской атомной индустрии, еще в 2009 году получили финансовую отчетность, скрыто делали записи и перехватывали электронные письма, демонстрировавшие, что Москва в нарушение Закона о коррупционных практиках за рубежом "компрометировала взятками и откатами американскую фирму, которая занималась автомобильными перевозками урана" (перевод сайта InoPressa).

Источники издания сообщили, что есть рассказ очевидца, подкрепленный документами, из которого следует, что в период, когда госсекретарь Хиллари Клинтон входила в состав правительственного органа, который вынес решение в пользу Москвы, российские чиновники-атомщики направили в США миллионы долларов, которые должны были помочь благотворительному фонду экс-президента Билла Клинтона.

В 2010 году обвинения не были предъявлены, и Минюст США продолжал расследование еще почти четыре года, не уведомив, как пишет газета, "американскую общественность и конгресс о российской атомной коррупции на территории США в период, когда администрация Обамы приняла два крупных решения, благотворных для устремлений Путина в коммерческой атомной индустрии".

По словам авторов, первое решение - это разрешение продать "Росатому" часть канадской компании Uranium One, которое в октябре 2010 года дали Госдепартамент и правительственные ведомства, входящие в Комитет по зарубежным инвестициям в США.

Второе решение - это разрешение в 2011 году TENEX (филиалу "Росатома" "Техснабэкспорт") поставлять коммерческий уран на американские АЭС в рамках партнерства с United States Enrichment Corp.

"Русские компрометировали американских подрядчиков в атомной индустрии откатами и угрозами вымогательства, все это вызвало справедливые тревоги за национальную безопасность. Но ни одно из этих доказательств не было предано огласке до того, как администрация Обамы приняла те решения", - сказал изданию "человек, который работал над этим делом", попросивший сохранить анонимность, поскольку он "боится мести со стороны официальных лиц США или России".

Администрация Обамы и супруги Клинтон с 2015 года возражали против критики сделки с Uranium One. По их словам, нет доказательств того, что россияне или жертвователи фонда Билла Клинтона нарушали закон, а сделка не вызывала опасений за национальную безопасность.

Документы ФБР, Министерства энергетики и судов, с которыми ознакомилось The Hill, демонстрируют, что ФБР уже задолго до решения комитета собрало существенные доказательства того, что россиянин Вадим Микерин, главный куратор путинской атомной экспансии в США, был причастен к правонарушениям начиная с 2009 года.

"Его противоправное поведение было зафиксировано с помощью тайного свидетеля - американского бизнесмена, который начал выплачивать откаты по указаниям Микерина и с разрешения ФБР. Как демонстрируют документы, первая выплата отката, зафиксированная ФБР через информатора, датирована 27 ноября 2009 года", - говорится в статье.

Издание цитирует доказательственные аффидевиты (в праве США письменные показания свидетелей, данные под присягой при невозможности личной явки), подписанные в 2014-м и 2015 годах сотрудником Министерства энергетики США, который говорит о "рэкетирской схеме".

В рамках схемы Микерин с согласия официальных лиц более высокого уровня в TENEX и "Росатоме" (обе организации принадлежат российскому государству) предлагал американским фирмам контракты без объявления тендера взамен на откаты в форме денежных выплат, которые производились на некие офшорные банковские счета", - сказал в показаниях сотрудник Дэвид Гедрен.

"Затем Микерин, по-видимому, делил выручку с другими сообщниками, связанными с TENEX в России и других местах", - добавил сотрудник.

"Микерин заключил контракт с американской фирмой автоперевозок Transport Logistics International (выполнявшей тонкую работу по транспортировке российского урана по США) взамен на более чем 2 млн долларов в виде откатов от некоторых из ее руководителей", - пишут авторы, ссылаясь на материалы судебного дела.

Когда в 2014 году Микерин и еще несколько лиц, чьи имена в статье не указаны, были арестованы, ФБР и Минюст не разоблачили эту коррупционную схему. Лишь в августе 2015 года появилось единственное публичное сообщение - малозаметный пресс-релиз Минюста, извещавший, что несколько ответчиков заключили сделки о признании вины, отмечает издание.

"К тому времени уголовные дела на Микерина были сведены к одному обвинению в отмывании денег в рамках схемы, которая, как признали официальные лица, тянулась с 2004-го по 2014 год. И, хотя у агентов ФБР были доказательства уголовных правонарушений, собранные как минимум с 2009 года, федеральная прокуратура упомянула в сделке о признании вины лишь в отношении нескольких транзакций, имевших место в 2011-м и 2012 годах", - говорится в статье.

В окончательном судебном деле также не упоминалось о какой-либо связи с разговорами о "торговле влиянием", свидетелем которых был информатор ФБР под прикрытием (о том, что официальные лица российской атомной индустрии пытались обхаживать супругов Клинтон), хотя агенты ФБР и собрали документы, демонстрирующие передачу миллионов долларов из российской атомной индустрии в американскую организацию, которая оказывала помощь фонду Билла Клинтона, как подтвердили источники в интервью The Hill.

В 2015 году Микерин был приговорен к 48 месяцам тюрьмы и штрафу, согласно сообщению Минюста.

Майк Роджерс, возглавлявший Комитет по разведке Палаты представителей во время проведения расследования ФБР, сказал, что ему ничего не говорили об этом коррупционном деле, хотя тогда высказывалась озабоченность по поводу утверждения администрацией Обамы сделки Uranium One.