Когда-то, согласно классической максиме времен холодной войны, задача НАТО состояла в том, чтобы "удерживать американцев, придерживать немцев и сдерживать русских". Сейчас альянс готовится к встрече в Риге, которая обещает стать самым жалким саммитом за всю историю организации. НАТО оставляет позиции по всем трем фронтам.
Связи между Америкой и Европой никогда не были так слабы. "Старая Европа", как выразился Дональд Рамсфельд, неохотно согласилась с войной в Ираке. Провал оккупации, во главе которой стояли Соединенные Штаты, дает козыри в руки тем, кто, как президент Франции Жак Ширак, не хочет принимать участия ни в каких геополитических союзах с Америкой.
С другой стороны, пишет The Telegraph, лояльные США бывшие коммунистические государства "новой Европы", как и правительство Тони Блэра, обожглись на своей проамериканской позиции. Новые члены НАТО отважно отправили свои войска в Ирак и Афганистан, но ничего не получили взамен. Один высокопоставленный политик из восточноевропейской страны, известный своей поддержкой НАТО, сказал прямо: "До сих пор администрация не хотела союзников. Она не помогала им и не слушала их".
Неуклюжесть Америки и неуверенность Европы создают порочный круг (полный текст на сайте Inopressa ). Белый дом считает большинство стран НАТО хилыми и робкими: они тратят слишком мало средств на оборону и не желают рисковать людьми и средствами там, где это важно. В Афганистане военные из большого германского контингента работают инспекторами дорожного движения и социальными работниками: правительство запрещает им бороться с "Талибаном", а их попытки обучать афганскую полицию оказались катастрофически неэффективными. Другие страны НАТО, со своей стороны, считают, что Америка бесцеремонна и любит командовать.
Один из результатов состоит в том, что НАТО всеми силами стремится действовать за пределами Европы, в таких местах, как Дарфур, где срочно необходимо мощное военное вмешательство. Мелочная торговля даже пустила под откос намерение НАТО ввести в строй к предстоящему саммиту ее широко разрекламированные силы оперативного реагирования.
Наоборот, в Европе большой проект НАТО по расширению застопорился. Будущий саммит - первый после краха коммунизма, на котором в повестке дня не стоит вопрос о приглашении новых членов. С точки зрения укрепления западных ценностей на европейском пространстве это трагедия. Расширение НАТО упрочило свободу и демократию на всем континенте.
Саммит в латвийской столице - серьезное напоминание: без членства в НАТО, которого они добились в 2004 году, беззащитные балтийские государства были бы сейчас небезопасной "ничейной землей". Сейчас они вносят свой вклад в НАТО - символическими по численности военными формированиями и жизненно важными данными электронной и обычной разведки, являясь при этом форпостом западных демократий на востоке.
В том же направлении движется Украина , несмотря на победу пророссийской партии Виктора Януковича, не раз заявлявшей, что вступление в альянс ее не интересует. Эта политическая сила с успехом использовала стереотипы советских времен, настроив общественное мнение против НАТО с помощью пропаганды, изображавшей альянс как милитаристскую клику, а не союз процветающих демократий.
Расширение НАТО опровергло мрачные предсказания России. Тем не менее, враждебная антинатовская позиция последней не изменилась. Более того, именно сейчас Кремль получил нечто, недоступное со времен "холодной войны": возможность использования права вето в вопросах расширения НАТО.
В настоящий момент переменчивая и расположенная на стыке Европы и Азии Грузия занимает страстную прозападную позицию. Она очень хочет в НАТО, однако Франция, Греция и другие пророссийски настроенные страны говорят "нет". Они готовы потакать Кремлю в примитивном стремлении сохранить свою сферу влияния.
Даже главный союзник Грузии - США - предали ее, отчаянно добиваясь помощи Кремля в борьбе против Ирана и Северной Кореи. США не защитили Грузию от критической резолюции ООН и сняли все возражения против членства России во Всемирной торговой организации, которого она давно добивается.
По мере ослабления отношений внутри союзников по военному блоку НАТО и на волне роста энергетических рисков все более актуальным для Европы оказывается вопрос создания "энергетического НАТО" - структуры, способной отразить не столько военное, сколько экономическое насилие посредством газовой трубы.
С таким предложением к европейским странам обращается Польша, обеспокоенная строительством российского газопровода по дну Балтийского моря, который легко может превратиться в средство газового шантажа. Поэтому Польша, как и прибалтийские страны, отчаянно пытается диверсифицировать источники поставок энергоносителей, чтобы не дать России "энергетический бич" для наказания своих врагов. Но пока дело идет медленно.
Очередной сигнал тревоги - замораживание принципиально важного для Европы строительства трубопровода Nabucco через Балканы. Работы были приостановлены из-за пассивного сопротивления лояльных к России правительств Венгрии и Болгарии.
Таким образом, остальная Европа плохо понимает реалии, с которыми вот-вот столкнутся страны, не так давно вырвавшиеся из сферы влияния евразийской империи. Недавний искренний порыв польских властей создать "энергетическое НАТО", чтобы противодействовать российской мощи, вызвал пока лишь дружный ответный смех. Варшаве было заявлено, что ни один план, в котором есть слово "НАТО", в Европе теперь не пройдет.
Грядущую опасность значительно лучше чувствуют в НАТО , нежели в Евросоюзе. На этой неделе советники НАТО предупредили альянс, что следующим шагом России станет, вероятно, создание картеля типа ОПЕК с другими поставщиками газа, в том числе с Алжиром, Ливией и Ираном. Но в Брюсселе и Москве от этих предупреждений лишь отмахнулись.
Несмотря на осознание угрозы, нынешнее НАТО вряд ли способно на эффективные ответные действия. Союзнические отношения внутри блока переживают не лучшие времена.
Как только мощь Америки пошла на убыль, мощь России возросла. Россия не только поставляет треть всего европейского газа. Монополия Кремля на трубопроводы, по которым экспортируются энергоносители, создала напряженность с поставками газа из Средней Азии в Восточную и Центральную Европу. Когда речь идет о нефти, танкеры могут использоваться вместо трубопроводов. В случае с газом трубопровод создает долгосрочную зависимость.
Российский газ как оружие представляет собой гораздо более мощное подрывное средство против Европы, чем коммунизм или Красная армия. Сомнительные компании-посредники подбрасывают деньги политикам, партиям и чиновникам, поддерживающим линию Кремля. Герхард Шредер, который, будучи германским канцлером, упивался ролью лучшего друга Владимира Путина в Европе, теперь возглавляет - несомненно, из самых благородных побуждений - компанию, строящую газопровод по дну Балтийского моря, связывающий Германию и Россию.
Германия могла бы получить газ по-другому - построив терминалы для сжиженного природного газа. Вместо этого она углубляет свою зависимость от авторитарного режима российской клептократии. Как сказал на прошлой неделе озадаченным британским визитерам высокопоставленный капитулянт из немецкого МИДа, "у нас нет того, что есть у них". Так что русские идут, немцы поднимаются, а американцы уходят. Каждая страна ищет для себя наилучшие условия в ущерб своим соседям. Коллективная безопасность сейчас так же крайне необходима, как во времена холодной войны. Но НАТО больше не может ее обеспечить. А вопрос о создании энергетического блока по-прежнему остается открытым.