"Накажите Францию, игнорируйте Германию и простите Россию", - именно такой совет Райс дала своим помощникам весной 2003 года, пишет пресса. С тех пор отношения между США и Европой улучшились, но у Райс так и осталась репутация жесткого политика, пишет The New York Times (перевод на сайте Inorpessa.ru).
"Конди Райс - женщина с характером", - сказал в канун ее назначения главой Госдепартамента министр иностранных дел Франции Мишель Барнье.
При этом Барнье уверен в том, что отношения между Францией и Соединенными Штатами улучшатся независимо от того, кто возглавит Госдепартамент, так как "наступил подходящий момент для улучшения и обновления наших отношений". Многие в Европе, Азии и на Ближнем Востоке считают, что Райс сделает американскую дипломатию более консервативной и агрессивной, чем при Пауэлле, которого многие считали "умеренным голосом" в администрации "ястребов".
Райс сразу же придется заниматься решением проблем мирного процесса на Ближнем Востоке после смерти палестинского лидера Ясира Арафата. Палестинцы хотят, чтобы администрация Буша прилагала больше усилий для установления мира в регионе. По словам министра палестинского кабинета Саэба Эриката, палестинские руководители имели дело с Райс несколько раз и нашли ее человеком "аналитического и системного склада ума".
Министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом приветствовал назначение Райс на пост госсекретаря США.
"Она - друг Израиля, ее дружеские чувства к нашей стране глубоки и основаны на ее религиозных убеждениях", - сказал Шалом.
Французская левая газета Liberation отметила, что Райс известна резкостью своих высказываний, а также тот факт, что голос Райс становится прямо-таки железным, когда она говорит о палестинцах.
Консультант Французского института международных отношений Доминик Мойси утверждает, что высказывание Райс о необходимости "наказать Францию" не так важно на фоне большого желания Вашингтона и Парижа наладить свои отношения. "Американцам нужна помощь Франции в Ираке и во всем Ближневосточном регионе, а французы понимают, что они зашли слишком далеко и оказались в изоляции", - считает консультант.
Что касается России, то Райс раньше специализировалась на "российском направлении", она знает русский язык и может стать грозным оппонентом, который понимает игры Кремля лучше других.
"В отличие от Пауэлла, Райс знает Россию "изнутри", - считает Евгений Волк, руководитель московского офиса исследовательской организации Heritage Foundation. - У нее нет иллюзий в отношении того, что происходит в России, поэтому вероятно ужесточение политики США на российском направлении".
Министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс заявил, что назначение Кондолизы Райс главой американского Госдепартамента принесет пользу Латвии. "Мы, европейцы, очень ценим наше стратегическое партнерство с Америкой", - заявил министр.
Кондолиза Райс - "жена" и наставник президента Буша
Когда в прошлое воскресенье Кондолиза Райс праздновала свое 50-летие, тот факт, что Джордж Буш чокнулся с ней как-то многозначительно, дал понять, что дело сделано. Итак, она будет сидеть в кресле, которое в свое время занимали Томас Джеферсон, Генри Киссинджер, а до недавнего времени - Колин Пауэлл.
Совсем неплохо для девушки из Титусвилля - окраины Бирмингема, штат Алабама. Это квартал афро-американского среднего класса, вечно балансирующий на грани между скромной жизнью и бедностью, где дети быстро усваивают, что, если они хотят чего-то добиться в жизни, им нужно вкалывать в два раза больше белых и не хныкать, пишет La Repubblica (перевод на сайте Inopressa.ru).
Урок, который эта девочка с комичным именем (ее отец был любителем оперы и хотел назвать ее Condolcezza - от итальянского dolcezza, буквально "нежно, с чувством", но работник службы регистрации записал девочку Сondoleeza) усвоила настолько хорошо, что ее уже в 8 лет считали взрослой. Шел 1963 год, и на крайний американский Юг прибывали активисты - борцы за гражданские права, а негры устраивали марши, бросая вызов полиции и убийцам из Ку-клукс-клана.
Беззаботное детство Кондолизы закончилось, когда в их квартале начали взрываться установленные расистами бомбы, а обожаемый ею отец вынужден был патрулировать улицы с пистолетом в руке. Тогда же была взорвана баптистская церковь, где находились четыре девочки, одна из которых училась вместе с Кондолизой.
Кондолиза была вундеркиндом. В 15 лет она уже поступила в колледж, а в 26 получила степень доктора философии в области международных отношений в Денверском университете. В университете она познакомилась с человеком, который убедил ее бросить свое увлечение фортепьяно и с головой уйти в изучение политологии. Это был Джозеф Корбел, изгнанный из Чехословакии, дочери которого, Мадлен Олбрайт, по странному совпадению, суждено было стать первой женщиной, возглавившей Госдепартамент.
В 1981 году Кондолиза переезжает в Калифорнию для работы на кафедре международных проблем в престижном Стэнфордском университете. Там она изучает русский язык и советологию, там она оттачивает свой интерес к проблемам ядерного сдерживания и общается с республиканскими стратегами из Гуверовского института. Впоследствии она станет проректором Стэнфордского университета.
Тот факт, что она занималась Советским Союза, впервые приводит ее в Белый дом, где она начинает работать с Бушем-старшим. Издалека она наблюдает и анализирует разваливающуюся "империю зла". Ее сильный характер становится заметным, когда на переговорах по ядерному разоружению, куда ее пригласили в качестве члена делегации, она без страха говорит на равных с таким маститым политиком, как маршал Ахромеев.
О ее личной жизни ничего не известно, и многие злословят о том, что таковой у Кондолизы никогда не было. Скромная и спокойная, в кругу друзей, однако, она не гнушается развлечений и некоторых шалостей. Она тщательно подбирает слова, хотя иногда бывают "ляпы", например, в одном интервью она назвала Буша-младшего своим мужем. В некотором роде она в самом деле является президентской половиной - "женой политической" в лучшем смысле этого слова: они и советчица, и помощница в трудную минуту, готовая отойти в сторону, когда на сцене не должно быть никого, кроме "ее мужчины".
Ее политическая (и человеческая) гармония с Джорджем Бушем-младшим идеальна. Именно она была его первым "учителем" по внешней политике, когда люди из Гуверского института пригласили ее в качестве няньки для несколько дремучего техасского губернатора. И эти уроки продолжались на протяжении всех четырех лет пребывания в Белом доме, во время частых бесед между ними на выходных в Кемп-Дэвиде и на техасском ранчо в Кроуфорде. Взаимопонимание вырастает до телепатии, особенно по вечерам, когда Буш, который, хотя и любит ложиться рано, приглашает ее поговорить перед сном.
В июне 2003 года в Стэнфорде она согласилась принять участие в семинаре, посвященном последствиям только что "завершенной" войны в Ираке. Это был семинар, но он закончился веселой пивной вечеринкой и танцами Кондолизы - на глазах ужаснувшейся охраны - в пабе студенческого городка университета в городе Пало-Альто.
Райс поменяла свои взгляды на мир после терактов 11 сентября Стратегическое мышление Кондолизы Райс и ее восприятие мира претерпели изменения после теракта "Аль-Каиды" 11 сентября 2001 года.
После 11 сентября Райс неоднократно говорила о необходимости рассчитанной на долгосрочную перспективу трансформации на Ближнем Востоке. "Во многих регионах чувство безнадежности создает плодотворную почву для идеологии ненависти, которая заставляет людей забывать об образовании, карьере, семье и стремиться вместо этого к участи смертника, чтобы взорваться и унести с собой как можно больше невинных жизней", - писала она в прошлом году.
Ее приверженность к распространению демократических идеалов основана на ее религиозных убеждениях, которые она, прихожанка пресвитерианской церкви, разделяет с Бушем, методистом. "Она не смотрит на мир сквозь розовые очки, - говорит один из ее бывших коллег. - Она видит все зло мира без прикрас".
Некоторые люди в Госдепартаменте, гордящиеся своим комплексным видением мира, опасаются, что Райс будет проталкивать неэффективную стратегию, которая основывается на утопии. Однако другие видят в ней гибкость и прагматизм, пишет The Financial Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
Назначение Райс не заставило коридоры Госдепартамента "содрогнуться от ужаса", говорит один из служащих. Многие из тех, кто работал с Пауэллом, боялись назначения кого-то из лиги жестких неоконсерваторов, например, Пола Вулфовица.