Решение о начале разработки новой стратегической концепции НАТО было принято на саммите альянса в Страсбурге и Келе в апреле этого года. В ней должны быть отражены такие принципиально новые измерения европейской безопасности, как противоракетная оборона, противодействие пиратству и борьба с кибернетическими угрозами.
"Отчет "Совета мудрецов" будет представлен на суд общественности 17 мая. В штаб-квартире альянса состоится совместная пресс-конференция генсека Андерса Фога Расмуссена и руководителя "мудрецов НАТО" экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт", - сказал официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай. Он заверил, что альянс будет действовать "максимально открыто". Итоговый документ, на основании которого продолжится выработка новой стратегической концепции альянса, будет в полном объеме размещен в интернете.
В Москве к новой стратегической концепции альянса относятся с недоверием, отмечает постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин в статье, опубликованной в понедельник в "Независимой газете". В конце апреля в Таллине состоялось заседание министров иностранных дел стран – членов НАТО. По итогам этого заседания генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен предложил России принять участие в общей европейской системе противоракетной обороны (ПРО). Позднее президент России Дмитрий Медведев подтвердил готовность нашей страны рассмотреть эту идею: "Если это серьезное предложение, то мы можем сказать "да".
По мнению Рогозина, в Концепцию планируется заложить очень спорные постулаты: например, идею глобализации НАТО - выхода его за границы своей прямой территориальной ответственности и профессиональной компетенции в такие сферы, как вопросы ценообразования на энергоносители, вопросы альтернативных маршрутов поставки газа, экономические вопросы, киберпространство и т.д. Россию, конечно, не может устроить превращение НАТО в мирового жандарма. Кроме того, Россию не устраивает эгоистический подход НАТО к решению многих международных вопросов – пресловутый НАТОцентризм. Этот подход мешает самому НАТО гибко реагировать на современные угрозы.
Второе, по мнению российской стороны, - НАТО исчерпал лимиты своего естественного расширения. "Все последние расширения альянса происходили за счет стран, которые не столько делали весомый вклад в военный и экономический потенциал, сколько привносили в НАТО политические проблемы, конфликты, русофобию, - считает Рогозин. - В результате НАТО проглотила столько стран, что столкнулась с проблемой пищеварения. И сегодня мы видим, что внутри НАТО существует несколько политических фракций, антагонистичных по целому ряду вопросов".
Третье, что не нравится Москве, - это амбиция НАТО заменить ООН, как уже произошло в 1999 году в Югославии, поясняет Рогозин. "Мы опасаемся, что НАТО поднимет знамя некоего "крестового похода" против третьего мира. Тогда вместо сдерживания внешних угроз она будет создавать новые очаги напряжения, в том числе такие, которые имеют характер цивилизационных, этнических, религиозных противоречий, что будет отражаться, конечно, на стабильности и безопасности самой Европы", - считает Рогозин. Он также убежден, что такая перспектива не понравится и самим народам стран НАТО.
"Мы хотим по крайней мере, чтобы НАТО отказалась от повадок эпохи холодной войны, перестала рыскать в поисках врагов и занялась наконец тем, что прописано в ее уставных документах, – обеспечивать безопасную мирную жизнь народов Европы и Америки при добрососедских, взаимоуважительных и равноправных отношениях с партнерами: странами-соседями, нейтральными государствами Европы и, конечно, с нашей страной", - говорится в статье Рогозина.
По его словам, Россия всегда подчеркивала готовность сотрудничать с НАТО при условии взаимного учета интересов. Одной из таких областей, по которым возможно и необходимо сотрудничество, является противоракетная оборона, отмечает Рогозин.
"На сегодняшний день выходит, что США единолично определяют планы развития системы ПРО и в одиночку, без консультаций с партнерами, назначают врагов, против которых предстоит "дружить" в рамках союзнических обязательств", - подчеркнул постоянный представитель России при НАТО.
Наименее понятной стороной процесса выстраивания глобальной американской ПРО является механизм принятия решений и их реализации. Кроме того, по словам Рогозина, на сегодняшний день неясны не только детали, но и общий план конфигурации противоракетной обороны Европы. "Россия теряется в догадках: в чем вообще нам предлагается участвовать? Пока можно констатировать только то, что подход США и НАТО известен лишь частично и что главные консультации впереди. Решение мы будем принимать исходя из итогов переговоров. Тогда-то мы и поймем, готовы ли наши партнеры действительно закопать штыки холодной войны или их предложения являются только частью всемирной PR-кампании", - заявил представитель России при НАТО.
Как ожидается, далее тема подготовки нового базового документа НАТО будет рассмотрена на встрече министров обороны альянса в июне. Аппатурай не исключил, что для окончательной шлифовки концепции в конце осени будет созвана дополнительная встреча глав МИДа и минобороны 28 стран НАТО. Окончательно новая стратегическая концепция альянса будет утверждена на саммите НАТО в ноябре в Лиссабоне.