В окружении Гайдамака отказались комментировать данные сведения, а в посольстве Анголы в Израиле сообщили, что Гайдамак не посещал страну уже более двух месяцев. Пресс-служба посольства отказалась предоставить более подробную информацию, сославшись на особые отношения бизнесмена с ангольским правительством.
Аркадий Гайдамак считается в Анголе одним из ведущих международных бизнесменов, широко известно о тесных связях предпринимателя с президентом этой страны. В частности, в свое время Гайдамаку был выдан ангольский дипломатический паспорт в знак благодарности от Жозе Эдуардо душ Сантуша за помощь в поставках оружия для борьбы с партизанскими группировками и прекращении гражданской войны. Оружие поставлялось из СССР и Чехословакии. В обмен на его помощь в поставках вооружения Гайдамак получил в Анголе концессии и разрешения на добычу ангольской нефти и алмазов. По оценке израильского издания The Marker, состояние Гайдамака немного не дотягивает до миллиарда долларов.
Пять лет назад ангольский президент пришел на помощь бизнесмену, когда французская полиция обвинила последнего в мошенничестве.
Напомним, что в начале апреля во Франции было передано в суд дело о продаже оружия ангольскому правительству (так называемый "Анголагейт"), по которому обвиняются 42 человека, в том числе и Гайдамак. Кроме него среди обвиняемых известный предприниматель Пьер Фалькон, бывший министр Шарль Паскуа, сын покойного президента-социалиста Франсуа Миттерана - Жан-Кристоф Миттеран, бывший советник Миттерана Жак Аттали, известный писатель Поль-Лу Сулицер.
Оружие со складов стран бывшего советского блока, проданное Анголе через парижские фирмы Фалькона и Гайдамака, оценивается в 790 млн евро. Речь идет о танках Т-62, вертолетах Ми-25, бронетранспортерах, 122-миллиметровых пушках и тысячах автоматов Калашникова, не говоря уже о противопехотных минах, – снабжавших гражданскую войну в Анголе с 1993 по 1997 год, пишет французская Liberation (полный текст - на сайте InoPressa.ru).
В вину бизнесменам вменяется заключение на территории Франции сделок по продаже оружия без получения разрешения правительства, а также подкуп чиновников. Так, согласно утверждениям французской прокуратуры, старший сын Франсуа Миттерана Жан-Кристоф, занимавший пост советника отца по вопросам Африки, получил от Гайдамака и Фалькона 2,5 млн долларов. Еще один советник Миттерана, Жак Этели, получил 160 тысяч долларов, а бывший министр внутренних дел Шарль Паскуа - 450 тысяч долларов.
Согласно материалам следствия, Фалькон и Гайдамак получили примерно половину из 790 млн долларов от сделки. Часть суммы они распределили среди влиятельных лиц во Франции. Среди таковых, кроме Паскуа и Миттерана, оказались также бывший советник президента Жак Этели, писатель Поль-Лу Сулицер, бывший префект Жан-Шарль Марчиани и другие. Все они также предстанут перед судом.
По данным французской прессы, миллиардер Гайдамак, который имеет три гражданства - российское, французское и израильское, а также дипломатические паспорта Канады и Анголы, заявил в интервью израильской прессе, что готов предстать перед французским правосудием.
Адвокат Гайдамака Уильям Голденэдель заявил ранее, что все это дело является политическим преследованием чистой воды. По его словам, французские власти вообще не имеют права вести расследование по данному делу. "Для того, чтобы местные власти имели право начинать следствие по подозрению в незаконной торговле оружием, необходимо, чтобы оружие прошло через территорию Франции. В данном случае ничего подобного не было, - заявил адвокат. Он также подчеркнул, что поставки оружия помогли законному правительству Анголы покончить с двадцатилетним кровопролитием и подавить повстанцев, которых ООН определило как террористов.
Сам Гайдамак заявлял, что никогда не совершал никаких сделок по торговле оружием. "Единственное преступление, которое я совершил в этой жизни - и я согласен, что это преступление - неявка на допрос к следователю, который, на мой взгляд, однозначно является преступником и садистом", - сказал он в одном из интервью NEWSru Israel.
В этом интервью, которое Гайдамак дал в начале этого года, он ответил на обвинения в том, что он был агентом КГБ. Эти обвинения основывались на том, что Гайдамак выехал в Израиль в 1972 году в 17 лет в то время, когда советский режим препятствовал эмиграции, а также на том, что вскоре после репатриации он уехал во Францию и создал там компанию по переводам, "главным клиентом которой является именно Советский Союз". В качестве доказательств его связей с СССР приводилось его партнерство с сыном президента-социалиста Франсуа Миттерана и заключение сделок с правительством Анголы, имеющим деловые связи с Советским Союзом.
В ответ на это Гайдамак заявил, что он "никогда не дружил с советской властью". "Моим партнером по бизнесу в Израиле долгие годы был Дани Ятом, бывший глава "Мосада". Он мог проверить слухи о моих якобы связях с российскими спецслужбами. При этом Ятом всегда полностью доверял мне", - сказал бизнесмен.
Отметим, что два года назад предприниматель очень подробно рассказывал о своих отношениях с Россией и Францией - в интервью израильской газете Maariv, переведенному NEWSru Israel.