Руководство Израиля опасается стремления Ирана существенно расширить свое присутствие в Сирии. Причем речь идет не только об отправке иранских военных советников в Сирию, а об отправке в эту страну значительного военного контингента, а также о создании в Сирии баз иранских ВВС и ВМС, рассказал газете Haaretz высокопоставленный израильский чиновник.
Вечером 16 июля Нетаньяху обсуждал тему южной зоны деэскалации и в целом соглашения о прекращении огня в Сирии с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном.
Соглашение о прекращении огня в Сирии было согласовано на встречах президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа в Гамбурге.
Формально соглашение о прекращении огня в Сирии вступило в силу 9 июля, в 12:00 по местному времени. Оно распространяется на провинции Дараа, Кунейтра и Суэйда, включая территории, примыкающие к израильской и иорданской границам. Договор между сторонниками и противниками режима Башара Асада был заключен при посредничестве России, США и Иордании.
Между тем Нетаньяху считает, что текст соглашения о прекращения огня в Сирии не учитывает интересы Израиля, сообщали в окружении премьер-министра после его телефонных переговоров с Путиным 6 июля, накануне саммита G20 в Гамбурге.
По данным Haaretz, в Иерусалиме настаивают на том, чтобы зоны деэскалации на юге Сирии, около границ Израиля и Иордании, контролировались американскими военными. В руководстве Израиля ранее неоднократно подчеркивали недопустимость присутствия в этих районах вооруженных сил Ирана или ливанской "Хизбаллах".
9 июля министр обороны Израиля Авигдор Либерман так прокомментировал вступление в силу соглашения о прекращении огня в Сирии: "Израиль сохраняет полную свободу действия - вопреки договоренностями между (президентом США Дональдом) Трампом и Путиным. Мы будем делать все, что сочтем необходимым".
Вопрос о том, кем будет обеспечиваться соблюдение режима прекращения огня в южной зоне деэскалации в Сирии, остается открытым. Американские военные на сегодняшний день присутствуют на иордано-сирийской границе, но на границе Израиля и Сирии их нет. Здесь действуют миротворцы из контингента сил ООН по наблюдению за разъединением на Голанских высотах (UNDOF), у которых нет ни вооружений, ни мотивации для обеспечения режима прекращения огня, не говоря о том, что подобные функции не входят в их обязанности. На юго-западе Сирии, помимо регулярной сирийской армии и ливанской "Хизбаллах", действуют многочисленные оппозиционные группировки, не подчиняющиеся единому командованию.