Таким образом, РФ и Запад стоят на пороге острой конфронтации. Чтобы смягчить позиции, в Москву прибыл спецпосланник ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннан - в понедельник он встретился с главой МИДа Сергеем Лавровым, а во вторник проведет переговоры с президентом Владимиром Путиным. В Пекин же вылетел генсек ООН Пан Ги Мун.
Однако пока надежд на консенсус нет. Как пишет "Коммерсант", на проведении жесткой линии в споре с Западом по сирийскому вопросу настаивают в самом Кремле, считая, что исход событий вокруг Дамаска станет моделью урегулирования будущих внутригосударственных конфликтов. По данным газеты, в закрытой части состоявшегося на прошлой неделе совещания послов и постпредов Путин велел российским дипломатам в сирийском вопросе "стоять на страже международного права - чего бы это ни стоило".
- СМИ: В Сирии возможен иракский сценарий, искать будут советское химоружие
Россия настаивает, чтобы при решении сирийского вопроса соблюдались три ключевых принципа ООН: суверенитет, территориальная целостность государств и невмешательство в их внутренние дела. То есть, Москва не против ухода сирийского президента Башара Асада, но категорически против того, чтобы это стало результатом вмешательства извне, ведь объектом такого вмешательства завтра может стать любая страна.
В понедельник перед встречей с Аннаном Лавров сделал ряд весьма жестких заявлений. Говорил о попытке Запада шантажировать Москву и предупредил, что если в СБ ООН заблокируют российский проект резолюции, то международным наблюдателям придется покинуть Сирию (их мандат истекает в ночь на 21 июля - Прим. ред.).
Он также заявил, что "вешать всех собак на Россию и Китай" за затягивание сирийского кризиса и предупреждать, что они за это заплатят, - это "не только за гранью дипломатии, но и за гранью воспитанности". И подчеркнул, что Россия не позволит Западу "пустить коту под хвост" женевские договоренности.
Участники встречи в Женеве, напомним, договорились о необходимости введения в Сирии переходного периода и создания переходного управляющего органа, без угроз санкций и тем более применения силы. Однако Запад, как отметил в понедельник Лавров, пытается подвести ситуацию в Сирии под главу 7 устава ООН, открывающую путь к силовому вмешательству.
Здесь нужно пояснить: в главе 7 Устава ООН оговариваются действия в отношении стран, где совершаются такие нарушения и акты агрессии, которые несут угрозу миру. В западном проекте резолюции по Сирии упоминается 41 статья этой главы, разрешающая предпринять действия, не связанные с использованием вооруженных сил. Речь идет прежде всего об экономических санкциях.
Однако статья 42 той же главы гласит, что если невоенные меры окажутся недостаточными, то СБ ООН вправе задействовать воздушные, морские или сухопутные силы для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Россия опасается, что именно по такому сценарию и будут развиваться события.
В то же время многие эксперты считают, что пока ни США, где в разгаре предвыборная кампания, ни тем более Европа не готовы к прямому военному вмешательству в Сирию. Помимо России и Китая, противником силовых методов является в данном случае Израиль, который не хочет появления у своей северо-восточной границы исламистского государства, пишет РБК daily.
По мнению политологов, режим Асада является последним более или менее состоятельным светским режимом в арабском мире, и если он рухнет, то мир может столкнуться с экспансией радикального ислама. На данный момент за военное вмешательство в страну выступают Саудовская Аравия и Катар, которые желают как можно скорее свергнуть последний оппонирующий им в арабском мире светский режим.
СМИ: В Сирии возможен иракский сценарий, искать будут советское химоружие
С другой стороны, иностранные СМИ не исключают, что Запад может разыграть сирийскую карту по иракскому сценарию, только теперь США и Великобритания будут искать не абстрактное оружие массового поражения, а вполне конкретное химическое, которое в страну поставлял СССР в 1980-х годах. Речь идет об отравляющих веществах нервно-паралитического действия, продолжает издание.
На прошлой неделе, по сообщению источников в американском и британском правительствах, власти Сирии якобы начали вывозить запасы химического оружия с военных складов. Эксперты не исключают, что оружие может быть использовано Асадом в борьбе с мятежниками. Кроме того, оно и вовсе может попасть совсем не в те руки, например военизированной ливанской шиитской организации "Хизбаллах" или боевиков, связанных с "Аль-Каидой".
Между тем во вторник замглавы МИДа РФ Геннадий Гатилов ответил на вопросы "Интерфакса" о встрече Сергея Лаврова с Кофи Аннаном. Сами участники, поговорив за закрытыми дверями, не делали накануне заявлений для прессы, из чего был сделан вывод, что компромисса стороны не достигли.
По словам Гатилова, в целом разговор прошел в конструктивной манере. "Было указано на необходимость предпринять дальнейшие усилия с целью выполнения женевского коммюнике. Мы пытались настроить Кофи Аннана на активную работу с внешними игроками и оппозицией", - сказал дипломат.
В частности, Аннан поддержал предложение России о продлении миссии наблюдателей ООН в Сирии, которая "играет важную и конструктивную роль в стабилизации обстановки", отметил замминистра. Перед встречей сам Лавров заявлял, что в России готовы и на так называемое техническое продление миссии ООН в Сирии - то есть, принятие резолюции, которая будет воспроизводить те требования, что содержатся в уже принятых ранее документах. "Такая резолюция может состоять из одного пункта: решаем продлить мандат миссии ООН в Сирии как он изложен в такой-то резолюции и с уточнениями, которые предлагает генеральный секретарь ООН в своем докладе", - объяснил глава МИДа.
Как указал Гатилов, нужны дальнейшие консультации по сирийскому вопросу, поэтому Россия предложила Аннану созвать в конце июля в Москве "группу действий" не на министерском уровне, а на уровне старших должностных лиц.
Отметив необходимость продолжать "женевскую динамику", замминистра сказал, что в переговорах Лаврова с Аннаном судьба сирийского президента Башара Асада не обсуждалась. "Как вы знаете, мы ни с кем ее не обсуждаем", - добавил дипломат. Напомним, Лавров в понедельник заявил, что считает уход Асада нереалистичным. "И это совсем не вопрос наших пристрастий, симпатий или антипатий. Он не уйдет не потому, что мы его защищаем, а просто потому, что за ним весьма и весьма значительная часть населения Сирии", - пояснил он.