Иммиграционная служба Министерства внутренней безопасности США согласилась с аргументами Алены Морозовой, в прошлом жительницы дома на улице Гурьянова в Москве, что возвращение в Россию грозит ей преследованиями по политическим мотивам. Алена Морозова обратилась к американским властям с просьбой о предоставлении ей убежища в апреле 2003 года после убийства депутата Госдумы Сергея Юшенкова. Она утверждала, что его смерть могла быть связана с попыткой общественного расследования обстоятельств взрывов жилых домов в сентябре 1999 года.
В первоначальном решении Иммиграционная служба сочла просьбу Морозовой необоснованной. Однако осенью 2003 г Морозова предоставила дополнительные аргументы, включая загадочную смерть другого участника общественного расследования - депутата Госдумы Юрия Щекочихина, а также арест Михаила Трепашкина, который представлял в Москве интересы семьи Морозовых. Арест помешал Трепашкину обнародовать в российском суде доказательства, уличающие ФСБ в организации взрыва.
Последнее интервью Алены с представителями иммиграционной службы состоялось 16 января 2004 г. Для принятия решения потребовался ровно год. Уведомление о предоставлении Морозовой убежища было получено её адвокатами в пятницу 14 января 2005 г. Госдепартамент США включил дело Трепашкина в разряд политически мотивированных судебных процессов в России, свидетельствующих "об усилении роли ФСБ" в своем отчете за 2003 год.
Алена - одна из немногих жителей дома по улице Гурьянова, уцелевших при взрыве. Она является студенткой Денверского университета (штат Колорадо). Её старшая сестра Татьяна вышла замуж за американца в 1997 г и проживает в городе Милуоки в штате Висконсин. История сестер Морозовых и их адвоката Трепашкина легла в основу фильма "Недоверие" (Dreamscanner, 2004), отмеченного на многих кинофестивалях.
"Я считаю, что обязана сегодняшним решением Михаилу Трепашкину, потому что собранный им материал, а главное, факт расправы над ним, даже у скептически настроенных чиновников иммиграционной службы не оставили сомнений, что российские власти не остановятся ни перед чем, чтобы скрыть правду о взрывах домов, - заявила Морозова. - Теперь я считаю своей главной заботой попытаться спасти Михаила Ивановича. В феврале состоится встреча президентов США и России и мы с сестрой Татьяной обращаемся к Джорджу Бушу: господин президент, пожалуйста, скажите господину Путину, что теперь только освобождение Трепашкина способно снять с его режима подозрения в преднамеренном убийстве нашей матери и наших соседей по дому".
Справка
Взрывы домов в российских городах осенью 1999 года послужили поводом для второй чеченской войны и помогли Владимиру Путину избраться президентом. Подозрения о причастности спецслужб к этим терактам возникли после того, как 23 сентября 1999 года в Рязани были задержаны сотрудники ФСБ, пытавшиеся заложить бомбу в подвал жилого дома. Эти подозрения усилились после того, как в 2003 году погибли Юшенков и Щекочихин, главные сторонники расследования взрывов. Адвокат Трепашкин, в прошлом офицер ФСБ, установил личность агента ФСБ, причастного к взрыву дома на улице Гурьянова, но был 24 октября 2004 года накануне презентации своих доказательств в суде. Госдепартамент США включил дело Трепашкина в отчет о правах человека за 2003 г.