Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен инициировала работу над новой немецкой военной доктриной, так называемой "Белой книгой" бундесвера
Global Look Press
Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен инициировала работу над новой немецкой военной доктриной, так называемой "Белой книгой" бундесвера. Одна из главных причин - конфликт на востоке Украины, сообщает DW.

Во вторник по инициативе главы оборонного ведомства состоялась крупная конференция, посвященная проблемам международной безопасности. Она стала первой из целой серии различных мероприятий - заседаний четырех сформированных на ней рабочих групп и коллоквиумов, - итогом которых через год - полтора станет новая "Белая книга" бундесвера.

Как отмечает издание, в оборонной доктрине ФРГ, в отличие от США, России и некоторых других стран, конкретно не формулируются национальные интересы Германии. Ее оборонная доктрина всецело встроена в контекст общих задач, которые ставят перед собой в сфере безопасности НАТО и Европейский союз.

Второе отличие состоит в том, что в этот раз к работе над составлением "Белой книги" будут привлечены не только эксперты министерства обороны и иностранных дел, но и внутренних дел, экономики, министерства по делам сотрудничества с развивающимися странами, Комиссии ЕС, НАТО, а также специалисты неправительственных организаций, имеющих опыт работы по оказанию гуманитарной помощи в других странах, общественные деятели и парламентарии.

С точки зрения Урсулы фон дер Ляйен, в ходе работы над новой "Белой книгой" участникам этого процесса следует "проанализировать весь комплекс новых рисков и кризисов в мире", к числу которых она относит, в частности, так называемые "гибридные войны" и кибератаки. При этом, заявила министр, "военная составляющая занимает свое место, но она никогда не может быть единственным ответом на кризисы и угрозы".

Последняя "Белая книга" была представлена в 2006 году занимавшим тогда пост министра обороны ФРГ Францем Йозефом Юнгом. Главное изменение с тех пор произошло в непосредственной близости от границ Германии. Имеется в виду конфликт на востоке Украины, в котором Россия, по словам фон дер Ляйен, "проводит великодержавную политику, как в ХIХ веке", что вызывает "необходимость привести в соответствие наши собственные возможности сдерживания" и создать для Европы новую архитектуру безопасности.

В опубликованной в 2006 году немецкой "Белой книге" Россия еще называлась "выдающимся партнером", с которым и НАТО, и ЕС были заинтересованы в тесном сотрудничестве. Теперь же, как стало ясно на сентябрьском саммите альянса в Уэльсе, в НАТО спорят о том, как следует впредь именовать Россию - скорее соперником или уже противником.

Франц Йозеф Юнг, ставший тем временем заместителем председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге по внешней политике и вопросам безопасности, считает необходимым снова пересмотреть приоритеты бундесвера и вернуться к прежней, существовавшей в годы "холодной войны" доктрине обороны страны и союзнической территории.

Фактически это уже происходит: немецким военнослужащим отводится едва ли не ключевая роль в новых силах НАТО повышенной боеготовности, решение о создании которых было принято в ответ на действия России в Крыму и на востоке Украины. А летчики военно-воздушных сил Германии патрулируют воздушное пространство над странами Балтии.

Конфликт на востоке Украины - не единственный, вызвавший необходимость обновить немецкую "Белую книгу". В арабском мире к ближневосточной "горячей точке" добавились несколько новых. Неизвестно как долго будет продолжаться война против боевиков из "Исламского государства", имеющих радикально настроенных приверженцев и внутри Германии. Все чаще совершаются атаки иностранных кибердиверсантов на компьютерные сети немецкого правительства. Нет пока у бундесвера и четкой стратегии действий на случай возникновения таких эпидемий, как Эбола в Западной Африке. Наконец, финансовый кризис в странах еврозоны привел к сокращению оборонных расходов в некоторых государствах, входящих в ЕС и НАТО.

Как отмечает издание, новую доктрину ФРГ сможет выработать за 1-1,5 года, но создание новой архитектуры безопасности для Европы займет значительно больше времени.