Однако резолюция Генассамблеи носит лишь рекомендательный характер, поэтому в интересах сторонников свержения Асада - добиться принятия обязывающей резолюции Совета Безопасности ООН. А тут Россия серьезно препятствует, поскольку пользуется своим правом вето, и так же поступает Китай. Убедить Москву пытается Франция - ее МИД не исключает, что компромисс в итоге будет найден. Пока же результатов нет.
В Москве объяснили, что текст документа по существу воспроизводил проект резолюции СБ, против которого Россия и Китай проголосовали 4 февраля. Это было сделано потому, что документ "грешил очевидной односторонностью и возлагал всю вину за происходящее в Сирии исключительно на правительство этой страны", говорится в комментарии официального представителя МИДа Александра Лукашевича, опубликованного в пятницу на сайте ведомства.
- Сирии угрожают хаос и раскол, и это отразится на всем Ближнем Востоке
Дипломат пояснил, что российская сторона пыталась придать документу большую сбалансированность и внесла поправки и замечания, однако соавторы их отвергли, что и определило позицию Россию по нему. Однако "мы готовы искать общеприемлемую формулу преодоления кризиса в Сирии на площадке ООН во взаимодействии с международными партнерами", добавил Лукашевич, подчеркнув, что "во главу угла должны быть поставлены интересы сирийского народа, мир и безопасность в регионе в целом".
За принятие документа, разработанного Саудовской Аравией и Катаром, проголосовали 137 государств. 12, в том числе Россия и Китай, выступили против, и 17 стран воздержались. Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин ранее объяснил, что, по мнению Москвы, резолюция является "попыткой изолировать сирийское руководство, отказываться от каких-либо контактов с ним, навязывать извне формулу политического урегулирования", цитирует ИТАР-ТАСС.
Таким образом, документ вступил в противоречие со всеми базовыми принципами урегулирования в этой стране, дал понять российский дипломат. Он напомнил их суть: "насилие в Сирии должно быть прекращено всеми сторонами, а необходимые решения могут быть найдены только в результате ведомого самими сирийцами и открытого для всех политического процесса".
В свою очередь уполномоченный МИДа РФ по вопросам прав человека Константин Долгов прокомментировал, что, "к сожалению, в последнее время мы являемся свидетелями многочисленных попыток односторонней трактовки событий в Сирии, направленной на дискредитацию правительства и затушевывание противоправных действий против гражданского населения, которые совершаются вооруженной оппозицией".
Чуркин также обратил внимания, что среди поправок, предложенных Россией, в резолюцию не вошли "требования ко всем оппозиционным силам отмежеваться от вооруженных групп, совершающих акты насилия, а к этим группам - прекратить нападения на жилые районы и государственные учреждения".
США и Великобритания приветствовали принятие документа Генассамблеи. Постпред США при ООН Сьюзан Райс заявила, что тем самым сирийскому народу был послан "четкий сигнал о том, что мировое сообщество поддерживает его стремление к свободе и демократии", передает "Интерфакс".
По ее словам, резолюция "потребовала остановить машину убийств и решительно осудила 11-месячную кампанию уничтожения и пыток". "Башар Асад никогда не был в такой изоляции. Быстрый переход к демократии в Сирии получил мощную поддержку международного сообщества. Изменения должны осуществляться сейчас", - сказала Райс.
Глава британского МИДа Уильям Хейг заявил в пятницу, что Генассамблея послала Башару Асаду ясный сигнал о том, что мировые лидеры не будут терпеть жестокое подавление протестов и что мир готов привлечь к ответственности всех виновных в происходящих в стране преступлениях.
"Президент Асад и сирийский режим должны услышать призыв мирового сообщества и начать процесс мирной передачи власти для прекращения беспорядков. Асад и его окружение могут быть уверены в том, что мы продолжим поддерживать сирийский народ в его стремлении добиться мирной передачи власти", - прокомментировал он.
Франция безуспешно убеждает Россию: "Вы на неверном пути"
На этом фоне Франция пытается убедить Россию изменить позицию по Сирии. В четверг в Вене состоялись переговоры глав МИД двух стран Алена Жюппе и Сергея Лаврова. Глава французской дипломатии после встречи заявил, что не теряет надежды на достижение компромисса, "чтобы в кратчайшие сроки прекратить кровопролитие", передает "РБК".
По его словам, Франция не намерена долго мириться с существующим политическим статус-кво в отношении Сирии, и в случае компромисса готова разработать новую резолюцию.
Однако газета Le Figaro, оценивая итоги встречи, высказалась менее дипломатично: Москва по-прежнему не хочет проявить гибкость, разногласия остаются неизменными, а попытки Франции безуспешны.
"Вы идете по неправильному пути", - заявил Жюппе Лаврову, убеждая, что из-за своего упорства в Совбезе Россия рискует потерять доверия на Ближнем Востоке и ослабить свое положение в ООН. Он также заявил, что режим Асада "обречен" и что любые попытки отсрочить политические перемены в Дамаске приведут лишь к росту жертв среди мирных жителей. "Такие слова, судя по всему, не возымели никакого действия на российского министра", - заключает газета.
Сирию грозят хаос и раскол, и это отразится на всем Ближнем Востоке
В Европе опасаются, что в условиях тупика и продолжающегося насилия в Сирии начнутся полномасштабная гражданская война и анархия, которые могут привести к расколу страны.
Обозреватель Die Welt Михаэль Штюрмер, являющийся знатоком ближневосточных реалий, предупредил, что если ситуация в этой стране продолжит развиваться так, как это происходит сейчас, то случиться может все что угодно - только не становление правовой государственности и демократии.
Более того, хаос и раскол Сирии отразятся на всем Ближнем Востоке, говорится в статье, на которую ссылается InoPressa. Страна уже сейчас становится непредсказуемой для своих соседей. Серьезно обеспокоен Израиль: несмотря на то, что Дамаск считают главным спонсором "Хизбаллах" в Южном Ливане, сирийскому режиму удавалось сохранять контроль над химическим и биологическим оружием, а также религиозными фанатиками. Что же будет в случае худшего сценария - догадаться нетрудно.