Как отмечают представители правозащитников, здания сносят вместе с фундаментом. Так, в Гудермесе был снесен сожженный ранее дом. В ночь с 10 на 11 декабря силовики блокировали обгоревший дом Юнуса Гехаева (его сын был среди боевиков, напавших 4 декабря), подогнали бульдозер и сломали остатки здания. Строительный мусор они погрузили на машины и вывезли на свалку. Семья уехала, на месте дома теперь пустырь, констатируют правозащитники. Кто осуществил снос, доподлинно неизвестно.
С домом Якуба Идрисова в Гудермесе случилось практически то же самое, только без поджога. В ночь с 14 на 15 декабря улицу блокировали, тяжелая техника снесла дом, а мусор вывезли на свалку.
Во время сноса жильцов в доме не было. Ранее там жили 56-летний Якуб, его жена Малика, сын, сноха и годовалая внучка - инвалид детства. Сын Якуба Тимерхан находился среди трупов террористов, опознанных после окончания спецоперации.
На следующую ночь был снесен еще один дом в Гудермесе. С 15 на 16 декабря разрушено было здание, в котором жили вдова Султана Сайдалова Марха, их сын, сноха и трое малолетних детей. Во время сноса их дома не было. Один из сыновей примкнул к боевикам в 2011 году, однако в недавней атаке в Грозном не участвовал.
В Европе осудили эти инциденты. Европейский союз опубликовал постановление, в котором прокомментировал происходящее в Чечне. Власти ЕС выразили соболезнования семьям погибших в недавнем теракте и призвали власти Чечни отказаться от притеснения правозащитников и членов семей террористов.
ЕС указал Кадырову в связи с поступившими жалобами, что "коллективная ответственность семей боевиков только усугубит напряженность" в регионе. "Разгон правозащитников в Чечне, угрозы в отношении Игоря Каляпина и недавние нападения на "Комитет против пыток", чей офис был подожжен, нужно остановить", - говорится в заявлении Евросоюза.
Также представители ЕС пожелали, чтобы "лица, ответственные за совершение тяжких преступлений в Чечне, будь то акты терроризма или нарушения прав человека, были привлечены к ответственности".
Отметим, глава Чечни Рамзан Кадыров считает родственников террористов соучастниками преступлений. "Мы знаем, что бандиты, которые зашли в город 4 декабря, тесно общались со своими родителями, которые их благословляли и помогали им. Нам эти родители одно говорят, своим детям - другое. Они причастны. Они в хороших домах живут. Все, лафа закончилась. Если семья не может отвечать за своего сына - это не наши жители", - заявил Кадыров, слова которого передает "Интерфакс".
"Я абсолютно уверен, что это правильное решение. Я больше чем уверен, что родители будут думать о том, что с ними станет завтра, если они будут продолжать помогать таким способом сыновьям. Они будут содействовать нам, чтобы отдать их в руки правосудия, а если они этого не хотят делать, то они соучастники", - сказал Кадыров.
Интересно, что про поджоги домов Кадыров не слышал. "От правозащитников я (об этом. - Прим. NEWSru.com) не слышал. Я слышал от продажных людей в Европе и на Западе, которые получают гранты и искажают ситуацию в России. Я их считаю подлыми людьми, предателями России. Все, что они говорят, ничего не стоит".
"Я слушаю голос народа, который говорит, что террористов надо уничтожать, как это делается в Израиле", - подчеркнул президент Чеченской республики.
В начале декабря, после нападения на Грозный 4 декабря, Кадыров заявил, что теперь за действия боевиков будут платить их родственники. Через несколько дней после выступления чеченского лидера появились сообщения, что неизвестные в масках жгут дома родственников террористов.
Ряд правозащитников, в том числе и глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин, раскритиковали происходящее в Чечне, указав, что слова Кадырова противоречат российскому законодательству. Каляпин обратился в Следственный комитет с просьбой проверить заявления главы республики.
Несколько дней назад Кадыров объявил себя главным защитником прав человека в Чечне. Он также заявил, что Каляпин, возможно, имеет отношение к финансированию боевиков. После этого офис организации "Комитет против пыток" был сожжен.