Le Figaro: Израиль еще не ушел из Газы, а палестинцы уже борются за власть
AP Photo/Khalil Hamra
В то время как израильские военнослужащие и полиция выдворяют не желающих добровольно уходить с обжитых мест еврейских поселенцев из сектора Газа, среди палестинцев разворачивается борьба за освобождающиеся территории. Свои виды на них имеют национальная администрация, старая гвардия партии "Фатх", а также исламистские группировки "Хамас" и "Исламский джихад".

В управлении Мохаммеда Дахлана по столам уже аккуратно разложены стопки роскошно изданных брошюр. Влиятельный палестинский министр по социальным вопросам сделал передачу территорий сектора Газа своим личным делом. В проспектах, изданных его комитетом, можно узнать об амбициозных планах по освоению этих новых земель, пишет Le Figaro (перевод публикует Inopressa.ru).

"Площадь поселений (еврейских) составляет более одной пятой площади сектора Газа", - говорит Диана Бутту, глава канцелярии Дахлана, подчеркивая, что "эти участки принадлежат всему палестинскому народу". "Мы намерены создавать там школы, университет, больницу и туристические объекты, а также то, что жизненно необходимо для этой анклавной территории - зеленые зоны", - говорит она.

Когда поселения будут переданы, главным станет вопрос о передвижении имущества и людей. "Ибо если колонизация в Газе прекращается, оккупация остается, - утверждает Бутту. - И если доступ на территорию не будет облегчен, уход поселенцев мало что изменит: Газа так и останется огромной тюрьмой под открытым небом".

Окруженный "забором безопасности" со времени первой волны палестинских терактов середины 90-х годов (интифады), сектор Газа за последние годы лишился и транспортных связей с внешним миром. Сегодня в этот палестинский анклав можно попасть лишь через три контрольно-пропускных пункта, контролируемых израильтянами, пишет Le Figaro. КПП "Эрез" (на севере) связывает сектор с Израилем, "Рафиах" (на юге) - с Египтом. Третий пропускной пункт, "Карни" (на востоке), предназначен для погрузки-разгрузки товаров: иногда это занимает так много времени, что цены на перевозки резко взлетают вверх. "Мы потребовали упрощения этой процедуры", - говорит Диана Бутту.

Палестинцы требуют также коридора между сектором Газа и Западным берегом реки Иордан - двумя палестинскими территориями, которые с 2000 года остаются практически отрезанными друг от друга. "Израильтяне дали принципиальное согласие, но мы не знаем деталей. Мы также хотим возобновить строительство порта, прерванное в 2000 году, и снова открыть аэропорт", - рассказывает она.

Переговоры идут и о сносе домов поселенцев. "Эти дома, рассчитанные на несколько тысяч поселенцев, не представляют для нас никакого интереса, - утверждает Бутту. - Мы попросили израильтян заняться их сносом. Фермы поселенцев, предназначенные для выращивания биологически чистой сельхозпродукции - в значительной мере дотационной и рассчитанной на экспорт - также нас не интересуют. Мы просим израильтян взять их снос и вывоз мусора на себя".

Земли поселенцев представляют для палестинцев значительный финансовый и политический интерес. И то, что их передачей занимается Дахлан, не нравится остальным фракциям. Старая гвардия "Фатха" (палестинская партия, долгое время стоявшая у власти - прим. NEWSru.com) боится окончательно потерять власть, которой она и так в значительной мере лишилась с избранием Махмуда Аббаса главой палестинской администрации.

В Газе, где политическое влияние измеряется количеством вооруженных людей и где многочисленные службы безопасности ведут между собой борьбу за боеприпасы, амуницию, машины и финансирование, эта "старая гвардия", которую возглавляет из Туниса Абу Лоттоф (один из старых лидеров "Фатха"), развернула кампанию по набору молодежи в "народную армию", призванную составить конкуренцию дахлановской службе безопасности.

Партиям исламских экстремистов "Хамас" и "Исламский джихад" также не нравится, что Дахлан тянет одеяло на себя. "Ухода израильтян удалось добиться благодаря действиям движения сопротивления, - заявляет Сами Абу Зухри, один из главных представителей "Хамаса". - Насколько я знаю, переговоров не было".

"Эти земли принадлежат всему палестинскому народу. Мы пытались создать комитет из представителей всех политических объединений, чтобы проконтролировать судьбу освобождаемых земель, но наша попытка провалилась", - утверждает представитель "Хамаса". И предупреждает: "Если Палестинская администрация будет продолжать контролировать эвакуацию в одиночку, мы будем протестовать против всех ошибок, которые она может допустить. В частности, если земли будут украдены у народа, окажутся в частных руках или достанутся людям, близким к администрации, мы на это отреагируем".

Он также утверждает, что "сопротивление", каковым именуют себя исламистские партии, оставляет за собой право возобновить "операции" - то есть теракты-самоубийства и обстрелы Израиля ракетами кустарного производства - если израильтяне не уйдут из всех поселений. Задача Дахлана, который делает ставку на диалог с Израилем, не только амбициозна. Она еще и сопряжена с риском, заключает Le Figaro.