О том, что отныне Иран будет вести диалог с мировым сообществом в ядерной сфере на новых условиях в воскресенье заявил на пресс- конференции спикер меджлиса (парламента) Исламской Республики Голямали Хаддад Адель, сообщает ИТАР-ТАСС.
"Естественно, что после того, как Иран овладел мирной технологией обогащения урана, мы будем вести диалог с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и другими (организациями и государствами) на новых условиях", - сказал глава иранской законодательной власти.
По его словам, "до этого США и европейские страны настаивали на том, что Иран в принципе не имеет права обладать ядерными технологиями, однако ситуация в корне изменилась после того, как Исламская Республика ими овладела". "У страны нельзя отобрать знания в ядерной сфере путем издания резолюций", - добавил иранский спикер.
"Никто не сможет отобрать у нас ядерные технологии, и меджлис ИРИ не позволит никому вести переговоры по этому неотъемлемому праву иранской нации", - подчеркнул Адель. В то же время, он выразил готовность Ирана вести диалог для установления доверия к иранской ядерной программе и подтвердил приверженность Тегерана своим обязательствам перед МАГАТЭ.
- Эксперты спорят, сколько времени понадобится Ирану на создание ядерного оружия
Кроме того, глава МИД Ирана Манучехр Моттаки заявил, что "мы не требуем больше прав, чем это предусмотрено Договором о нераспространении, но и не можем брать на себя больше обязательств, чем должны соблюдать государства - члены ДНЯО".
Он подчеркнул, что "данная позиция Тегерана обусловлена логикой и международными нормами". "Некоторые страны заявляют о своем праве на обладание ядерным оружием, но запрещают Ирану использовать атомную энергию в мирных целях", - отметил Моттаки.
Он выразил уверенность в том, что "сотрудничество Ирана с Международным агентством по атомной энергии может рассматриваться как дипломатическое решение иранской ядерной проблемы лишь при условии, если в равной степени будут учитываться как права, так и обязанности Ирана, как члена Агентства".
В свою очередь "Независимая газета" пишет в понедельник о том, что военная развязка кризиса вокруг иранской ядерной программы, возможно, произойдет до конца 2006 года. Об этом, крайнем, варианте в последние дни все чаще говорят западные и израильские военные и специалисты. Нагнетанию настроений способствуют новые резкие заявления из Тегерана и отсутствие продвижения в дипломатическом урегулировании ситуации с иранским атомом.
Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад, выступая на конференции по палестинской проблеме в Тегеране в минувшую пятницу, назвал Израиль "гнилым, засохшим деревом", которое будет повалено "одним порывом ветра". Чтобы ни у кого не осталось сомнения в том, что подразумевает эта метафора, президент добавил, что "сионистский режим находится на пути уничтожения".
В Израиле восприняли очередной выпад в его адрес как подтверждение агрессивных намерений Тегерана. Отсюда вывод: дипломатическими методами предотвратить превращение Ирана в ядерную державу уже невозможно. Как недвусмысленно заявил бывший премьер Израиля Шимон Перес, Ахмади Нежад "может закончить как Саддам Хусейн".
Между тем высокопоставленный офицер военной разведки Израиля сказал, что усилия международного сообщества потерпели провал. "Иран плюет в лицо миру, а мир только утирается", – считает разведчик. Пока иранские ядерщики с помощью 164 центрифуг смогли добиться 3,5%-го обогащения урана. Но потребуется всего несколько месяцев для того, чтобы ИРИ обзавелась технологией и тысячей центрифуг, которые позволят ей производить высокообогащенный уран, необходимый для создания ядерного оружия. Таким образом, страна, заключил израильский офицер, достигнет точки, когда повернуть ядерную программу вспять станет невозможно.
Значит, для того чтобы спасти Израиль от ядерного удара со стороны Ирана, нужно предпринять превентивные меры. Вот как прокомментировал складывающуюся ситуацию президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский: "Если иранское руководство не разблокирует сегодняшний кризис в отношениях с Израилем, то есть не возьмет обратно слова президента о необходимости ликвидации этого государства, то Израиль неизбежно будет рассматривать Иран как страну, которая готовится его уничтожить. Чтобы избежать войны двух ядерных держав, скорее всего будет нанесен удар, в результате которого ядерная угроза со стороны Ирана будет ликвидирована. Будут ли в этой операции принимать участие американцы и израильтяне или только израильтяне, мы сегодня сказать не можем. Но до конца года, что бы ни говорили политики, в том числе американцы, военная развязка наиболее вероятна".
Между тем и в правящем истеблишменте Ирана воинственная риторика Ахмади Нежада не вызывает восторга. Характерно, что его предшественники на посту президента Хашеми Рафсанджани и Мохаммад Хатами выразили недовольство тем, что нынешний лидер все заслуги в продвижении ядерной программы приписывает себе. Специалист по международным отношениям в Тегеране профессор Хоссейн Салими утверждает, что, бросая вызов международному сообществу, Ахмади Нежад просто завоевывает популярность у публики. В долгосрочном же плане он наносит ущерб интересам страны.
Наблюдатели полагают, что раз уж в самом Иране открыто высказываются сомнения в целесообразности курса на конфронтацию, возможности политического урегулирования окончательно не исчерпаны. На этой неделе новую попытку найти выход из тупика предпримет Москва. В столице пройдет встреча по ядерной программе Ирана с участием США, Китая, Франции, Англии и Германии. Исход ее трудно предсказать. Ведь США выступают за то, чтобы применить к Ирану санкции Совета Безопасности ООН. А Россия и Китай, напротив, призывают к терпению и сдержанности.