К администрации Петра Порошенко 13 октября вышли более 450 солдат сразу из нескольких частей Нацгвардии, расположенных под Киевом. Пришедшие пешком на Банковую улицу солдаты потребовали отправить их домой, так как срок их службы давно истек. Уже после акции, как сообщается на сайте украинской Генпрокуратуры, по факту самовольного оставления части военнослужащими было возбуждено уголовное дело.
В рамках расследования, которое проводится по части 1 стати 426 УК Украины (бездейсвие военной власти), командиры частей "допустили бездействие, выразившееся в умышленном невыполнении должностными лицами действий, которые они по своим служебным обязанностям должны были выполнить".
Речь идет о том, что бойцы Нацгвардии не имели права покидать части NN 3027, 3030, 3066, а командиры обязаны были их вернуть. В день акции украинские СМИ писали, что срочники требовали от руководителей частей провести их демобилизацию, а после того, как командование ответило отказом, бойцы заперли руководство в помещениях части и "пошли на Киев". Освободившиеся "из-под ареста" командиры догнали срочников и требовали от них вернуться в места дислокации, но уговоры были тщетными.
Поведение военнослужащих было настолько вызывающим, что некоторые журналисты, в частности Михайлина Скорик, полагали, что к администрации Порошенко вышли не бойцы Нацгвардии, поскольку они просились отправить их на фронт, а солдаты внутренних войск. "Это та самая внутренняя армия, которую Янукович финансировал значительно лучше, чем армию настоящую", - написала журналистка в Facebook.
Накануне генеральный прокурор Украины Виталий Ярема на вопрос, какое наказание могут понести военачальники и покинувшие часть срочники, заявил, что оно может быть разным, как административным, так и уголовным. "Это может быть и дисциплинарное наказание, а если это лицо организовало с целью дискредитации украинской власти, украинского войска, то я думаю, может наступить и уголовная ответственность", - сказал Ярема, которого цитирует "Интерфакс".
Что касается "дискредитации украинской власти", то этот аспект уголовного дела уже изучили украинские журналисты. Сотрудники портала "Подробности" утверждают, что покинуть части и пойти на Киев украинских срочников спровоцировала гражданка России Юлия Харламова. Они также утверждают, что "подрывную деятельность" она вела по заданию российских спецслужб.
Украинские журналисты выяснили, что Харламова служила по контракту в специальном полку связистов воздушно-десантных сил России при воинской части N54164 Московской области. Однако в сентябре 2014 года она написала рапорт об увольнении. Впоследствии, по данным "Подробностей", девушку видели на Донбассе, в рядах сепаратистского отряда "Русич", бойцы которого, в частности, атаковали блокпосты бойцов батальона "Айдар" в поселке Металлист Луганской области.
"Юлия курирует несколько групп и пабликов в социальных сетях, через которые вербуются солдаты-срочники, делая особый упор на внутренние войска. Один из таких - "Дембель в опасности", именно там собирали солдат на акцию под администрацию президента 13 октября", - говорится в сообщении "Подробностей".
Между тем на странице этого же паблика Юлия опровергла какую-либо причастность к акции 13 октября. "Ребят, пару дней назад подписалась на ваш паблик, а сегодня узнала, что это, оказывается, я у вас - координатор бунта! Вот так работают украинские СМИ. Так что это не вы на заслуженный дембель хотите, это все я, путинский фсбшный провокатор, творю дела недобрые", - написала Харламова.
Одним из первых, кто начал развивать версию о причастности российских спецслужб к акции у администрации Порошенко, был комбат добровольческого батальона "Азов" Андрей Белецкий. "Это куча крыс. Они знают, что в военное время они не могут быть демобилизованы", - сказал после акции Белецкий, предположив, что акция могла быть "работой ФСБ".
Расследование уголовного дела началось недавно, и каких-либо фигурантов, в том числе обвиняемых в организации акции протеста, пока не появилось. По словам главы украинского МВД Арсена Авакова, которые приводит ТАСС, делом "сейчас занимается Генпрокуратура". При этом среди факторов, заставивших солдат покинуть части и выйти к администрации президента, министр назвал публикации в СМИ о том, что демобилизация проводиться не будет. "Все будет. И отпуск, и дембель, и позор, - написал министр на своей странице в Facebook. - Уважение дурашкам двадцатилетним придется к себе завоевывать заново".