Однако в августе 2013 года произошел скандал - Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставки в РФ молочной продукции новозеландской компании Fonterra из-за выявленного в ней возбудителя ботулизма - смертельно опасного инфекционного заболевания.
И вот на этом фоне в свет выходит книга бывшего главного редактора второго по величине австралийского печатного издания Fairfax Клива Линда, название которой можно перевести на русский язык как "Пока рак на горе не свистнет".
Оказывается, Россия в начале 90-х годов прошлого века предприняла весьма неожиданную для руководства Новой Зеландии попытку погасить свой долг в размере 100 миллионов долларов за новозеландскую продукцию.
"Как оплатить крупный счет за поставки молока? Если вы - супердержава, лишенная наличности, ответ таков: предложить в качестве оплаты пару истребителей и ядерную подводную лодку", - пишет The Guardian об эпизоде из новой книги Till the Cows Came Home.
Как повествует книга, на встрече с представителями России в 1993 году Джим Болджер, в то время премьер-министр Новой Зеландии, был ошарашен таким вариантом оплаты долга в 100 миллионов долларов. Автор книги, взявший интервью у Болджера, сообщает, что эта инициатива исходила от прежнего вице-премьера Александра Шохина. Политик сказал, что у России имеются весьма востребованные реактивные МиГи, к которым она добавит еще и танки. Джиму Болджеру пришлось ответить напрямую - здесь вам не рынок подержанных танков.
Это не остановило Шохина, который в счет списания долга за масло готов был уступить еще и атомную подлодку. Несмотря на то что Новая Зеландия - безъядерная страна, он предложил подключить лодку к государственной электроэнергетической системе и использовать ее в качестве АЭС для какого-нибудь прибрежного городка. Однако Болджер предположил, что народу Новой Зеландии вряд ли понравится такая идея, добавляет Inopressa.ru
После того как новозеландцы вежливо отклонили предложение о поставках военной техники, они сумели лишь добиться того, чтобы Россия выплатила в рассрочку сумму в 30 миллионов долларов - менее трети от всего долга.
Такой исход оказался даже отчасти положительным для Новой Зеландии. В то время рынки были переполнены маслом, поэтому новозеландцам было выгодно сбыть свою продукцию России, чтобы выплатить деньги фермерам и поддержать собственный рынок.