Как отметил Фраттини, согласно положению Лиссабонского договора, который вступит в силу 1 декабря, если европейские страны хотят создать военный союз между собой, то они могут это сделать.
По словам министра, такое стратегически важное объединение уже имело место, когда было заключено Шенгенское соглашение о едином безвизовом пространстве ЕС, а также принято решение о единой валюте. Теперь такой же принцип Фраттини предлагает применить к общеевропейской оборонной политике.
Напомним, на неформальном саммите ЕС 19 ноября будут избраны президент и министр иностранных дел ЕС. Премьер-министр председательствующей сейчас в ЕС Швеции Фредрик Райнфельдт принял решение созвать специальный саммит после предварительного раунда консультаций с другими главами государств и правительств.
Как считает Франко Фраттини, если европейские страны не будут проводить общую внешнюю политику, есть риск, что с Европой перестанут считаться. Если США и Китай объединятся в G2 и таким образом создадут тихоокеанскую ось, атлантический альянс может быть забыт.
В то же время жители европейских стран ожидают от политиков важных решений по вопросам доминирования Европы, отметил итальянский министр, и будут разочарованы, если политики откажутся что-то делать в этом направлении.
По мнению Фраттини, в том числе, существование единой армии было бы полезно с учетом нынешней ситуации в Афганистане. По его словам, сейчас президент США Барак Обама обсуждает с каждой европейской страной отдельно вопросы усиления военного контингента или дополнительного выделения техники в Афганистан. Однако если бы армия была единой, такие вопросы решались бы более быстро и продуктивно.
Как отметил министр, в настоящее время каждая страна вынуждена дублировать свои военные ресурсы. В то же время если бы была европейская армия, то Италия могла бы, например, послать в Афганистан самолеты, Франция солдат, а Великобритания бронированную технику.
Напомним, что в настоящее время существует Военный комитет ЕС, который занимается вопросами общей безопасности европейских стран. В него входят министры обороны 27 европейских стран, у которых есть свои постоянные представители в Брюсселе. В феврале Евросоюз принял решение о создании Сил быстрого реагирования ЕС, обособленных от НАТО и независимых от США.