По неподтвержденным пока данным, в Пахтаабаде погибли в результате столкновений демонстрантов с правительственными войсками 200 человек
AFP
В Узбекистане не прекращаются народные волнения. По данным западных СМИ, против режима Ислама Каримова взбунтовался еще один город – Пахтаабад, который расположен в 30 километрах от Андижана. По не подтвержденным пока данным, там погибли в результате столкновений демонстрантов с правительственными войсками 200 человек.

Продолжаются перестрелки и в Андижане, передает радиостанция "Эхо Москвы". В воскресенье волнения начались в пограничном городе Карасу. По данным BBC, жители Карасу захватили и подожгли правительственные здания в городе. Разъяренная толпа напала на местных чиновников, избит мэр города.

После того как в городе стало известно о событиях в Андижане, местные жители потребовали от мэра открыть пропускной пункт на границе с Киргизстаном. Когда чиновник отказался, он был жестоко избит. После этого жители подожгли здание штаб-квартиры милиции, отделение ГАИ и налоговой инспекции.

Между тем власти Узбекистана утверждают, что ситуация в мятежном городе Андижан полностью взята под контроль. При этом узбекские чиновники настаивают на том, что при подавлении мятежа войска не стреляли по мирным гражданам, а "уничтожали" только "преступников". Между тем из свидетельств очевидцев складывается принципиально другая картина, пишет французская газета Le Monde (перевод на сайте Inopressa.ru).

О жестокости репрессий наглядно свидетельствуют показания очевидцев. "Они отстреливали нас как кроликов", – рассказал журналистам подросток из Андижана. Свидетели утверждают также, что видели массовые казни. "Раненых, которые пытались уйти, приканчивали очередью из калашникова", – рассказывает местный предприниматель.

На фасаде школы, возле которой, по словам очевидцев, расстреливали мирных жителей, видны следы двух десятков пуль. "Ситуация ужасна. Погибли безвинные люди, рядом с телами мирных жителей положили ружья, чтобы представить их как террористов", – говорит местный житель.

Как пишет газета "Коммерсант", от пуль узбекских военных погибла беременная женщина. Через центр города в больницу ее вез таксист. По словам одного из местных жителей, водитель "повез ее как можно быстрее через старый город. Военные обоих расстреляли, и ее, и его".

К вечеру 15 мая, через три дня после кровавого подавления мятежа властями, узбекский город Андижан оказался практически отрезан от всего мира, окруженный военными кордонами, бронетехникой и армейскими грузовиками. Многие жители все еще разыскивают тела своих близких, но морги и больницы тщательно охраняются военными, и доступ в них практически закрыт – особенно для журналистов, многих из которых уже выслали из города.

Точное число жертв по-прежнему неизвестно, так как узбекские власти делают все, чтобы избежать утечки информации. В субботу Саиджахон Зайнобидинов, председатель правозащитной организации "Апелляция", заявил, что "общее число убитых может достигнуть 500 человек". Один из полицейских под прикрытием анонимности сказал, что видел в морге "десятки убитых". Местный журналист, которому удалось проникнуть в здание, насчитал 32 человеческих тела. Накануне, сказал он, "около 60 тел уже забрали родственники".

В воскресенье неправительственная организация Human Rights Watch осудила узбекские власти за то, что они под прикрытием "борьбы с терроризмом приказали стрелять по манифестантам". "Речь идет не о терроризме, но о людях, выражавших протест против бедности и репрессий", – заявил Холли Картнер, представитель HRW по Центральной Азии, который опасается "еще более массовых репрессий".

Великобритания также осудила "нарушение прав человека" и "отсутствие демократии" в Узбекистане устами своего министра иностранных дел Джека Стро, выступившего по ВВС. Министерство иностранных дел Узбекистана тут же отреагировало на это заявление, выразив свое "недоумение": "Почему Джек Стро решил, что правоохранительные органы "открывали огонь по демонстрантам"? Ничего подобного не было".

По официальной версии узбекских властей, никто в демонстрантов не стрелял. В субботу президент Каримов на пресс-конференции заявил, что "никто не отдавал приказа стрелять": в пятницу, сказал он, "мы вели переговоры в течение 9 часов. Когда мятежники поняли, что они блокированы, они стали разбегаться в трех разных направлениях. Когда наши солдаты начали их преследовать, они открыли по ним огонь, что и привело к перестрелке", – пояснил Каримов.

У узбекского президента нет сомнений: за всеми протестами стоят исламисты или же американцы. Кому еще в его среднеазиатской деспотии могут прийти в голову демократические идеи и кто может быть сторонником другого ислама, кроме Ислама Каримова? Мысли о том, что возможны другие пути, отличные от указанного им самим, категорически запрещены. Нарушителей наказывают. Предлоги для этого находятся.

У Каримова есть общая черта с некоторыми его соседями: он очень быстро превратился из секретаря КПСС в постсоветского диктатора. Он легко перенял старые структуры, атмосферу нетерпимости, бюрократию и коррупцию. За 15 лет независимости Узбекистана материальная нужда здесь выросла, особенно в Ферганской долине. Нелепые границы между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией разрушили старые связи и способствовали росту нужды. В этом глубинная причина мятежа, пишет немецкая Frankfurter Rundschau (перевод на сайте Inopressa.ru).

О событиях в Узбекистане пишет в понедельник и российская пресса. Восстание в Андижане подавлено. Начало его было кровавым, а конец - кровавым чудовищно, пишет газета "Время Новостей". Косвенно об этом можно судить по словам самого президента Узбекистана. Ислам Каримов, вернувшийся из Андижана, где он лично руководил операцией "усмирения", сообщил, что погибло 10 сотрудников правоохранительных органов, "со стороны преступников жертв много больше, есть сотни раненых". Это, собственно, и вся официальная информация о потерях.

В изложении узбекского лидера получилось, что среди жертв только преступники. Даже если это были женщины и дети. Точных данных о погибших, а уж тем более из официальных узбекских источников, видимо, никто никогда не узнает. Хотя бы потому, что их родственники отнюдь не стремились заявить властям о гибели своих близких - это слишком опасно - и старались подобрать их тела как можно быстрее, чтобы тут же их похоронить. Зарубежные информагентства, ссылаясь на местных жителей и андижанских врачей, называют цифру в 500 погибших.

Мало надежды узнать доподлинно информацию о масштабах андижанской трагедии и из независимых источников. Власти сделали все, что избежать лишних свидетелей расправы. Иностранных, в том числе российских, журналистов выдворяли на подступах к Андижану, отбирали у них документы и возвращали лишь после того, как их с эскортом доставляли за полтысячи километров в Ташкент. Тех же смельчаков, что отважились передавать свои репортажи из города, "вежливо" попросили покинуть его пределы. И, тем не менее, из разрозненных сообщений, часто, но не всегда подтверждающих друг друга, все же складывается определенная картина под названием "Андижан, 13 мая".

Андижан, 13 мая

Днем в пятницу, когда в городе наступило внезапное затишье - пошел сильный ливень и город якобы опустел, - проходила подготовка к штурму засевших в хокимияте (областной администрации) бунтовщиков и взятых ими в заложники милиционеров.

Основная часть вооруженных подразделений, "работавших" по восставшим, принадлежала к элитному спецконтингенту из состава всех силовых структур Узбекистана, подготовленному для борьбы с терроризмом и беспорядками. Эти силовики, в основном, были выходцами из других регионов страны, что было особенно важно во избежание отказов от исполнения приказов. В город была введена тяжелая бронетехника.

Очевидцы рассказывают, что стрельба велась отнюдь не избирательно, отсюда много случайных жертв. Понятно, что были среди них и неслучайные. В кинотеатре "Чолпон", где укрылась часть бунтовщиков и большое количество поддерживавших их местных жителей, после штурма в субботу утром корреспондент "Ферганы.ру" насчитал груду из 30 тел погибших. На центральной площади перед хокимиятом в субботу долгое время лежало 6 трупов, которые местные жители долго не решались захоронить в соседнем парке, дожидаясь, что их опознают родственники или знакомые. Многие очевидцы рассказывают, что трупы из города вывозились четырьмя грузовыми машинами и автобусом.

Кстати сказать, уже вчера, когда основной очаг сопротивления в Андижане был уже подавлен, как рассказывает корреспондент интернет-сайта "Фергана.ру", в центре города военными были расстреляны трое местных жителей, их трупы на пересечении улиц Хайдарова и Хакимзаде оставались неубранными в течение нескольких часов. Заметим при этом, что президент Каримов, по его собственным словам, отдал жесткий приказ "не стрелять по гражданскому населению".

А в самом Андижане, в городской больнице номер 15 родственники пытались отыскать тела своих погибших близких. Только в этой больнице, охранявшейся солдатами, как сообщают информагентства, находилось до 80 неопознанных трупов.