С августа 2008 года Россия выделила на восстановление экономики Южной Осетии 840 миллионов (26 миллиардов рублей). Запад выделил Грузии на восстановление за тот же период 4,5 миллиарда долларов - примерно по 1200 долларов на каждого жителя.
Несмотря на столь внушительную безвозмездную российскую помощь, восстановительные работы в Южной Осетии движутся очень медленно. Так, пока восстановлены 385 административных зданий, а также школы, детские сады, госпиталь в столице. Частный жилой сектор по-прежнему в руинах.
На встрече с президентом ЮО Эдуардом Кокойты премьер-министр РФ Владимир Путин выразил свое недовольство тем, что руководство Южной Осетии неэффективно работает над восстановлением республики. Тем не менее Россия обещает выделить в 2010 году дополнительные 5,7 миллиарда рублей на восстановление инфраструктуры.
Сельское хозяйство, образование, промышленность ЮО - в упадке
По подсчетам экспертов, в регионе в настоящее время проживают около 30 000 человек: 17 тысяч из них в столице республики Цхинвали. В ходе военного конфликта в августе 2008 году из Южной Осетии бежали около 20 тыс. этнических грузин. По данным Crisis Group, сейчас в республике живут всего 2500 грузин.
По заключению экспертов, сельское хозяйство Южной Осетии находится в настоящее время в бедственном положении. Так как сельскохозяйственные земли находятся в госсобственности, это препятствует их освоению. Экспорт фруктов в Россию невыгоден из-за высоких таможенных пошлин. Местные фермеры также не имеют возможности снабжать продуктами служащих в Южной Осетии российских военнослужащих, так как Минобороны РФ предпочитает крупных поставщиков.
Бизнес в Южной Осетии также восстанавливается крайне медленно. Предприниматели в среднем зарабатывают в ЮО от 500 до 1000 долларов в месяц. Единственной сферой, которая активно развивается, является ресторанный бизнес - в республике постоянно открываются новые частные кафе, которые обслуживают российских военных и строителей.
Самые крупные промышленные госпредприятия ЮО - завод по производству минеральной воды "Багиата" и завод "Вибромашина" - работают только на пятую часть своей мощности. Как отмечается в докладе, до военного конфликта многие жители ЮО жили за счет нелегального трансфера товаров из Грузии в Россию и обратно. Теперь 90% товаров в Южной Осетии импортировано из России, цены на них в два раза выше, чем на юге РФ.
В то же время в республике наблюдается рост зарплат. Например, учитель получает в 2,5 раза больше, чем до войны. Зарплата сотрудников правоохранительных органов оставляет от 250 до 400 долларов. В связи с восстановительными работами в ЮО появились новые рабочие места – в основном для неквалифицированных рабочих.
В Южной Осетии работают два государственного банка. Валютой является российский рубль, власти не планируют переходить на собственную валюту. Работа почты в республике не восстановлена. Общественный интернет доступен только в одном интернет-кафе. Транспортная система ЮО находится в упадке.
Как говорится в докладе, лечиться жители ЮО предпочитают за пределами республики. В то же время на территории России бесплатную медицинскую помощь могут получить только те граждане, у которых есть внутренний российский паспорт.
Образование в Южной Осетии также в упадке. В этом году аттестаты о среднем школьном образовании получили всего 430 детей.
В ЮО размещены около 5 тыс. российских военных
В Южной Осетии в настоящее время размещены около 5 тыс. российских военнослужащих - это примерно одна шестая часть от всего населения ЮО. В то же время Южная Осетия сокращает собственные вооруженные силы: количество военных в ближайшие два года будет уменьшено с 3 тыс. до 200 человек.
Российские военные базы находятся в Цхинвали, Джаве, Канчавети, Курты. Идет строительство дополнительной базы около села Синагури.
Как считают эксперты, база Ахалгори доказывает приоритет военных интересов России над нуждами самой Южной Осетии. Расположенная в районе российская база находится всего в 50 километрах от Тбилиси и представляет большую стратегическую ценность для России.
Россия собирается потратить 35 миллиардов рублей на возобновление строительства ТРАНСКАМа и реконструкцию Рокского тоннеля. Объявлен тендер на строительство аэродромов для вертолетов в Джаве и Ахалгори. Обсуждается план по строительству новой дороги между Южной и Северной Осетией через Мамисонский перевал.
900 российских пограничников несут службу по охране административной границы Южной Осетии с Грузией вместо осетинских военнослужащих.
Москва будет субсидировать ЮО, несмотря на неэффективность проекта
Как ранее заявляли аналитики, Россия стала заложницей провального геополитического и психополитического проекта. Как считают эксперты, несмотря на неэффективность использования российских денег, Москва будет продолжать финансировать регион. Россия опасается, что нестабильность в Южной Осетии может спровоцировать волнения на Северном Кавказе. Лояльность Кокойты компенсирует любые траты, отмечают аналитики, и Россия не будет пытаться сменить лидера в Южной Осетии до 2011 года.
Напомним, что властям республики не нравятся попытки России контролировать поступающие финансовые потоки. Так, в республике в последние месяцы проводилась кампания против назначенного Москвой премьер-министра Вадима Бровцева. Как признавался Эдуард Кокойты, он сам попросил руководство РФ прислать главу правительства, чтобы контроль над средствами были прозрачнее.
Однако после того, как Бровцев произвел административную реформу и уменьшил количество чиновников в республике, его действия вызвали недовольство властей. Весной 2010 года в местных СМИ началась настоящая травля премьера и его команды. В конце апреля в парламенте республики начался сбор подписей за отставку премьера. Позже выносить вотум недоверия правительству передумали, однако было решено создать парламентскую комиссию по расследованию деятельности правительства.
Недавно генпрокуратура возбудила уголовные дела против работающих в Южной Осетии бизнесменов из Челябинской области. Сторонники премьера считают, что Бровцев перекрыл коррупционные каналы, и этим вызвал недовольство руководства республики.
После встречи в Москве Кокойты и Путина СМИ писали, что премьер РФ поставил требование: прекратить попытки убрать Бровцева. Однако президент Южной Осетии категорически опроверг эти сообщения.