Белград объявил о создании парламента для проживающего в Косово сербского меньшинства в ответ на вступление в силу новой конституции края
Reuters
Белград объявил о создании парламента для проживающего в Косово сербского меньшинства в ответ на вступление в силу новой конституции края.

Сербский министр по делам Косово Слободан Самаржич заявил, что первое заседание сербской скупщины края состоится через две недели. Парламент будет сформирован в соответствии с итогами муниципальных выборов, прошедших на территории Сербии 11 мая текущего года, передает ИА "Новый регион".

Новая конституция края Косово вступила в силу 15 июня. В соответствии с новым главным законом Косово провозглашается "независимым и суверенным государством", а формой его конституционного обустройства становится парламентская республика. Временная администрация ООН в крае, работавшая 9 лет, передает власть албанскому этническому большинству.

Между тем в Белграде не признали действующей конституцию самопровозглашенной страны. "Это политическое событие с отрицательными последствиями. Но для Сербии оно юридически не действительно, Сербия считает Косово своей провинцией", – приводит слова сербского президента Бориса Тадича Euronews.

Напомним, что Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость от Сербии 17 февраля 2008 года. США, Япония и большинство стран Евросоюза признали независимость края. Сербия, Россия, Китай и Испания и ряд других стран не признали самопровозглашенное государство.

В ближайшие годы вся реальная власть в Косово, скорее всего, будет принадлежать миссии Евросоюза. На прошлой неделе генсек ООН Пан Ги Мун фактически дал понять, что его организация от управления краем самоустранится, отмечает "Эхо Москвы".

Косово: новая конституция, новый гимн и Кафка

Есть мнение, что новая конституция, принятая в Косово в минувшее воскресенье, "сделана только под албанцев, цыган, боснийцев, турок и другие меньшинства, но не под сербов в Косово", считает Мигьен Кельменди, главный редактор одной из многочисленных еженедельных газет, выходящих в стране. Сербы, проживающие в Косово, полагают в большинстве своем политические наблюдатели, смогли при помощи Белграда и Москвы остаться "независимыми от косовской независимости", пишет австрийская Die Presse.

Это стало очевидным еще раз, когда в письме, адресованном президентам Сербии и Косово, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун изменил прежний план по переходному периоду. Изначально было предусмотрено, что после вступления в силу конституции 15 июня миссия ООН, которая осуществляла протекторат над краем с 1999 года, будет окончена, и впредь в Косово будет осуществлять деятельность только миссия ЕС. Кроме того, парламент и правительство в Косово будут наделены более широким спектром властных полномочий.

Однако теперь генсек ООН объявил о том, что ООН останется в стране в сокращенном виде, а запланированная ЕС гражданско-полицейская миссия Eulex будет развернута под прикрытием ООН и будет иметь "нейтральный статус". Кроме того, планируется сохранить косовско-сербские органы местного самоуправления, а меньшинство получит даже собственные суды.

Тем самым Пан Ги Мун пошел навстречу требованиям Москвы и Белграда, которые продолжают настаивать на соблюдении условий резолюции ООН по Косово 1244. Однако в новой конституции Косово ооновская миссия не предусмотрена. В этой конституции Международный гражданский офис (ICO) наделяется правом контроля над политикой в стране, а также говорится о создании европейской миссии Eulex, в которой будут задействованы до 2 тыс. человек. Спецпредставитель Евросоюза Питер Фейт в качестве главы ICO получает право отменять законы и отправлять в отставку политиков.

После письма генерального секретаря ООН и без того причудливое государственное устройство усложнилось еще больше. Даже дипломаты в Приштине опасаются, что международные параллельные структуры создадут неразбериху с разделением полномочий. Интересы сербского меньшинства новая конституция вообще не затрагивает, отмечает немецкое издание (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

"Албанцы усвоили правила игры", – единодушно признают международные чиновники. Две партии правящей коалиции, Демократическая партия Косово премьер-министра Хашима Тачи и Демократическая лига Косово поняли, что эти неприятные меры – цена, которую необходимо заплатить за конкретизацию "независимости под международным наблюдением", пишет Le Temps.

Самое трудное еще предстоит сделать. Парламент должен принять меры к децентрализации, которые приведут к созданию новых сербских общин, тогда как косовские сербы бойкотируют все новые институты. Ситуация приобрела кафкианский характер в уже существующих сербских общинах, где есть одновременно албанские муниципальные советы, избранные 17 ноября 2007 года и не признанные населением, и "незаконные" сербские муниципальные советы, избранные 11 мая, отмечает издание (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

В Косово действует логика разделения, с которой, похоже, смирилось даже международное сообщество. Уже десять дней организация International Civilian Office, олицетворяющая собой европейское "наблюдение" в Косово, проводит рекламную акцию с концертами, раздачей воздушных шариков и разъяснением "европейских ценностей", а также целей миссии. Находясь на прошлой неделе в Митровице, представители организации старательно избегала сербских областей на севере.

В то время как из-за реки Ибар, разделяющей два сектора, доносилась музыка, посетитель одного маленького кафе на сербской стороне с иронией комментировал: "Конечно, албанцам нужно с помощью музыки объяснять, как функционирует правовое государство. Мы-то хорошо знаем, как функционируют сербские институты".

На сегодняшний день албанцы надеются, что принятие конституции конкретизирует независимость, признанную всего четырьмя десятками государств в мире.

А накануне утверждения новой конституции Косово обзавелось официальным гимном. Гимном без слов, при принятии которого не обошлось без споров. Депутаты оппозиции, в частности из партии косовско-швейцарского миллиардера Беджета Паколли (AKR) и "Альянса за будущее Косово" (AAK) бывшего боевика Рамуша Харадиная, в среду резко осудили поспешность, с которой парламент бывшей сербской провинции одобрил музыкальную композицию.