Эта конференция последовала за инициативой Джона Негропонте, нового директора национальной разведки США, нацеленной на более глубокое участие американского разведывательного сообщества в усилиях США по содействию демократии - и в аналитической плоскости, и на практике.
Участники встречи, не входящие в правительственные структуры, отметили, что никакого шпионского "душка" на конференции не чувствовалось. В то же время они признали, что, вероятно, никогда не узнают, чем окончится проект Негропонте в том смысле, будут ли спланированы какие-то тайные операции и составлены стратегические рекомендации для президента.
"То, что аналитическое разведывательное сообщество взаимодействует с открытыми источниками информации, достойно похвалы", - заявил Ларри Даймонд, лидер демократических проектов в Стэнфордском университете. Даймонд был председателем конференции.
Он подчеркнул, что было бы большой ошибкой проводить секретные операции, сосредоточенные на продвижении демократии. "Это бросит тень на легитимную демократическую деятельность и усилит возможности таких режимов, как Россия и Иран, выступающих против этого, демонизировать и клеймить демократические усилия".
Конференция проходила под эгидой Совета по национальной разведке и разведки Госдепартамента.
Эксперты отметили, что дискуссии разворачивались на фоне двух параллельных кризисов, которые разразились закулисно в сложном вашингтонском мире содействия демократии.
Во-первых, неоконсерваторы и их критики согласны в том, что не все в порядке с программой распространения свободы, столь ярко описанной президентом США Джорджем Бушем во второй инаугурационной речи 18 месяцев назад.
Выступая перед комитетом сената на прошлой неделе, эксперты говорили о том, что падение доверия к США во всем мире - из-за издевательств в тюрьмах и скандалов с пытками, секретных тюрем и резни в Ираке - позволяет автократам, и дружественным, и враждебным США, сопротивляться и с большей легкостью обращать демократическую волну вспять. Особо были выделены Россия, Китай, Египет, Венесуэла и Центральная Азия.
В то же время раскол возник и между неправительственными американскими организациями, вовлеченными в усилия по содействию демократии. Главный водораздел - это вопрос о том, как тесно они должны быть связаны с официальной американской программой содействия свободе, которую после вторжения в Ирак стали уравнивать со "сменой режима".
Несколько неправительственных организаций провели внутренние дебаты о "промежуточной зоне" между содействием демократии и сменой режима, о том, как сохранять прозрачность и в каких случаях секретная деятельность является оправданной.
Стремление госсекретаря Кондолизы Райс забрать контроль над тратами администрации на демократию у квазинезависимых посредников тоже внесло свой вклад в дискомфорт неправительственных организаций, которые считают, что под угрозой находится их собственная независимость.
Некоторые неправительственные организации, такие как Freedom House, тихо принимают официальное финансирование. Другие отказались, сославшись на то, что хотят сохранять прозрачность и держаться на дистанции от американского истэблишмента.
"В мире построения демократии человек человеку волк", - заявил один из активистов, попросивший не называть его имени. По его словам, раскол очевиднее всего проявляется в разногласиях между Национальным фондом за демократию - созданной в эру холодной войны неправительственной организацией, выдающей гранты и спонсируемой конгрессом США, - и Freedom House, которая занимает гораздо более агрессивную позицию в поддержке мирных движений и деятельности, нацеленной на смену режима.
Сохранять дистанцию с правительством США - это "критически важно", отметил Карл Гершман, глава Национального фонда за демократию, выступая на заседании сената. "На кон поставлено доверие к нам".
Однако Марк Палмер, вице-председатель Freedom House, заявил, что американское правительство должно быть радикальным агентом демократизации и тесное сотрудничество с американскими посольствами в разных странах играет позитивную роль. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)