По предварительным подсчетам голосов, движение опережает - в частности в городах Наблус и Эль-Бира - своих основных конкурентов, правящее движение "Фатх", возглавляемое председателем Палестинской автономии Махмудом Аббасом, передает "Интерфакс".
- "Фатх" на грани раскола
- США озабочены перспективой появления в палестинском парламенте депутатов "Хамаса"
Накануне четвертый этап муниципальных выборов прошел в городах Рамаллахе, Наблусе, Дженине и Эль-Бире, а также в 38 более мелких населенных пунктах на Западном Берегу Иордана и в секторе Газа. Это был предпоследний тур выборов в палестинские органы местной власти, проходящих в пять этапов и начавшихся в декабре 2004 года.
По сведениям одного из членов Центральной избирательной комиссии, которые приводит AFP, представители "Хамаса" завоевали 13 мест в муниципальном совете Наблуса против 2, доставшихся представителям "Фатха". В Эль-Бире эта пропорция составляет 9 и 4, в Дженине - 8 и 7.
Выборы в расположенном на Западном берегу реки Иордан городе Дженин, по предварительным данным, окончились паритетом, в то время как в Рамаллахе фатховцам удалось одержать верх над исламистами, сообщают источники, участвовавшие в организации голосования. Ожидается, что официальные результаты выборов будут объявлены до конца этой недели, передает ИТАР-ТАСС.
По первоначальным подсчетам Палестинского центра политики и исследований общественного мнения, в Наблусе кандидатам от "Хамаса" достались 68% мест в муниципальных советах, в том время как "Фатх" получил только 16%. В этом городе уже состоялись стихийные митинги сторонников исламистов, приветствовавших их победу.
Прошедшее накануне голосование, по мнению наблюдателей, являлось своего рода пробным шаром перед намеченными на 25 января 2006 года парламентскими выборами, на которых, судя по ситуации на настоящий момент, основная борьба развернется между "Фатх" и набравшим силу "Хамасом", впервые заявившим о намерении выдвинуть своих кандидатов в парламент.
В правящем движении "Фатх" произошел раскол. В четверг о намерении покинуть партию и баллотироваться в качестве независимого кандидата заявил еще один бывший участник президентской гонки в ПА - заключенный "номер один" израильских тюрем, бывший лидер террористической группировки "Танзим" Марван Баргути, отбывающий в Израиле пять пожизненных заключений.
Как отмечает итальянская La Repubblica, раскол произошел на почве политических амбиций между "старой гвардией" времен Арафата и "молодым поколением". Баргути возмутился тем, что руководство "Фатха" отказало ему в праве возглавить партийный список, предпочтя ему 73-летнего Ахмеда Куреи (Абу Алу).
Однако решение Баргути, который также пригрозил создать собственную партию, поставило под угрозу само существование движения. К его потенциальной партии уже изъявили готовность присоединиться некоторые ключевые фигуры любых возможных переговоров в будущем. Это Мохаммед Дахлан, номер 2 в списке, амбициозный бывший министр по гражданским вопросам, крепко укоренившийся в Газе и имеющий хорошую репутацию как в Вашингтоне, так и в Израиле. Это также Джибрил Раджуб, советник по безопасности Абу Мазена, имеющий много сторонников на территориях.
Оказавшись под давлением "тунисцев" (так называют старых соратников Арафата, которые вернулись на палестинские территории вместе с "раисом" после 20-летней ссылки в Тунисе), к поколению которых он сам относится, и "сорокалетних", которые с того момента, как он был избран, требуют проведения реформ, старый Абу Мазен разыграл неожиданную карту.
В среду ночью он позвонил Марвану Баргути в тюрьму и в ходе 20-минутной беседы предлагал по праву президента ПА занять первое место в списке "Фатх", сместив Абу Алу на четвертое место. Тем самым старая гвардия в лице Мазена попыталась сохранить связь с реальностью, используя имидж несомненно популярного "великого заключенного". Но это не сработало, пишет издание (перевод статьи публикует Inopressa.ru).
В настоящее время ведутся переговоры, иначе "Фатх" рискует исчезнуть. Если посмотреть на итоги последних опросов, то все становится понятно: партия Абу Мазена получала 50% голосов против 30%, отданных интегралистам "Хамаса". Если "Фатх" расколется, для "Хамас" это станет триумфом - как и в Наблусе, где накануне исламское движение получило 68% голосов на муниципальных выборах.
США озабочены перспективой появления в палестинском правительстве представителей "Хамас"
США дали понять, что палестинские власти могут потерять поддержку Вашингтона, если в результате предстоящих выборов в парламент Палестинской автономии окажутся представители "Хамас".
"Хамас" - это террористическая группировка, - отметил в четверг официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак. - И наша политика в отношении "Хамаса" не изменилась. Мы не имеем никаких дел с этой группировкой".
"Выборы в палестинский парламент запланированы на конец января, - продолжил Маккормак. - И палестинцам сейчас необходимо урегулировать основополагающее противоречие. Оно заключается в том, что террористическая группировка хочет продолжать прибегать к насилию и убивать невинных гражданских лиц и в то же время стремится участвовать в политическом процессе...".
"Этот вопрос должны решить сами палестинцы, - подчеркнул представитель госдепартамента. - Давайте посмотрим, как пройдут палестинские выборы".
Репортеры, присутствовавшие на брифинге, тут же поинтересовались, почему же тогда администрация Буша поддерживает отношения с правительством Ливана, если в него входят представители другой исламистской группировки - "Хизбаллах". "У нас нет никаких контактов с ливанским министром, являющимся членом "Хизбаллах", - ответил Маккормак. - Но мы, действительно, работаем с ливанским правительством".
В ноябре на встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил: "Участие "Хамас" может привести к концу "дорожной карты", если возникнет ситуация, при которой вооруженная террористическая организация станет политическим партнером Палестинской администрации". Премьер также дал понять, что Израиль не намерен вмешиваться в ход январских выборов в Палестинский законодательный совет, однако и на какие-либо послабления кандидатам от "Хамас" рассчитывать не стоит.
Накануне палестинское радикальное движение "Хамас" пообещало выступить на стороне Ирана, если последний будет атакован Израилем. В четверг об этом заявил глава политбюро этого объединения Халед Машаль, находящийся с визитом в Тегеране. "Если Израиль нападет на Иран, мы расширим поле нашей битвы", - сказал он. По его словам, и Иран, и "Хамас" входят в "единый фронт борьбы с врагами ислама, члены которого обороняются каждый в своем районе".
Заявление Машаля последовало в ответ на появившиеся в СМИ сообщения о том, что Израиль будто бы планирует нанести авиаудар по ядерным объектам Ирана в марте 2006 года. К этому времени Тегеран, по оценке израильской разведки, будет способен начать производство материалов для изготовления ядерного оружия. Обладание им делает осязаемыми призывы нынешнего президента Ирана стереть Израиль с лица земли, а также "перевести" еврейское государство в Европу на территорию стран, которые чувствуют вину за Холокост, либо в США или Канаду.
Молодое поколение покидает партию Арафата
Но при чем здесь Марван Баргути – символ сопротивления израильской оккупации, в настоящее время находящийся в тюрьме строгого режима, где отбывает пять пожизненных заключений? Он возглавляет два разных избирательных списка кандидатов, которые будут делить между собой останки "Фатха" на всеобщих палестинских выборах 25 января, если таковые вообще состоятся. Ответ прост: как старый корабль, которому грозит затопление, движение "Фатх", созданное Ясиром Арафатом, чтобы вести палестинцев к реализации их национальных чаяний, развалился на две части из-за борьбы за власть, тлевшей многие годы и вспыхнувшей в момент формирования списков.
С одной стороны – "молодое поколение". По правде говоря, не такие уж они молодые, эти 40-50-летние лидеры во главе с Баргути. Они, как и Баргути, выросли в условиях оккупации, они не были в ссылках и пользуются непосредственной поддержкой населения, которое они вели через огонь первой и второй интифады.
С другой стороны – представители "старой гвардии", вернувшиеся в Палестину вместе с Арафатом после 20-летней ссылки в Тунисе, за что их насмешливо называют "тунисцы". Это напыщенные бюрократы, которые, едва вернувшись на территории после соглашений, достигнутых в Осло в 1993 году, сразу же пристроились к жизненно важным центрам нарождающейся палестинской администрации, растрачивая ее ресурсы и распространяя коррупцию, которая нанесла ущерб самой палестинской идее.
Даже когда еще царствовал Арафат, "сорокалетние" чувствовали себя ущемленными в руководящих структурах движения и представительских органах автономии. С приходом в Мукату Абу Мазена (Махмуда Аббаса) ничего не изменилось. Движение становилось все больше похожим на партию советского типа. Старая номенклатура крепко держалась за свои кресла. Таким образом, столкновение было неизбежным. Говорит уходящий депутат Кадура Фарес, один из преданных сторонников Баргути: "При подборе кандидатов мы использовали два метода: первичные выборы и опросы. Старая гвардия согласилась с такой тактикой, но, когда они увидели, что терпят поражение, они проигнорировали результаты и разместили своих кандидатов в верхней части списка".
На заседании Центрального комитета во вторник было официально объявлено, что возглавлять список "Фатх" будет 73-летний Ахмед Куреи (Абу Ала); вчера он снял свою кандидатуру. Сорокалетние в очередной раз увидели себя исключенными из списков. Через своих представителей Баргути пригрозил, что уйдет из "Фатха" и создаст собственную партию, но в Рамаллахе не верят в то, что он осмелится нарушить принцип "национального единства".
В среду вечером палестинский руководитель, которого некоторые в Израиле считают настоящим "партнером" на гипотетических финальных переговорах, поручил супруге Фадве представить свой список кандидатов как новую партию "Аль-Мустакбаль" ("Будущее"). Раскол произошел. К партии Баргути присоединились некоторые ключевые фигуры любых возможных переговоров в будущем. Это Мохаммед Дахлан, номер 2 в списке, амбициозный бывший министр по гражданским вопросам, крепко укоренившийся в Газе, имеющий хорошую репутацию как в Вашингтоне, так и в Израиле. Это и Джибрил Раджуб, советник по безопасности Абу Мазена, имеющий много сторонников на территориях.
Оказавшийся под давлением "тунисцев", к поколению которых он сам относится, и "сорокалетних", которые с того момента, как он был избран, требуют проведения реформ, старый Абу Мазен разыграл неожиданную карту.
В среду ночью он позвонил Марвану Баргути в тюрьму и в ходе 20-минутной беседы предлагал по праву президента Палестины занять первое место в списке "Фатх", сместив Абу Алу на четвертое место. Речь идет о попытке старой гвардии сохранить связь с реальностью, используя имидж несомненно популярного "великого заключенного". Но это не сработало.
В настоящее время ведутся переговоры, иначе "Фатх" рискует исчезнуть. Если посмотреть на итоги последних опросов, то все становится понятно: партия Абу Мазена получала 50% голосов против 30%, отданных интегралистам "Хамаса". Если "Фатх" расколется, для "Хамас" это станет триумфом – как и в Наблусе, где вчера исламское движение получило 68% голосов на муниципальных выборах.