По данным латвийской прокуратуры, Николай Тэсс, будучи сотрудником второго отдела Министерства государственной безопасности Латвийской ССР, в марте 1949 года принимал участие в депортации жителей. Его подпись стоит под заключением о высылке в отдаленные районы СССР 42 так называемых "кулацких семей" (всего 138 человек), в числе которых было 14 детей и 75 стариков.
Государственный обвинитель требовал осудить Николая Тэсса, являющегося инвалидом первой группы, к лишению свободы сроком на шесть лет с пребыванием наказания в тюрьме закрытого типа. Суд же приговорил бывшего чекиста к двум годам условно.
Николай Тэсс себя виновным не признает. По его словам, он не участвовал в высылке людей. На суде Тэсс заявил, что являлся сотрудником МГБ лишь 2,5 месяца, и в его задачу входило лишь сравнивать поступившие от местных органов власти списки высылаемых с перепечатанными в Министерстве госбезопасности.
Николай Тэсс - пятый бывший сотрудник органов госбезопасности советской Латвии и второй гражданин России, которого нынешние латвийские власти подвергли уголовному преследованию и осудили по обвинению в геноциде латышского народа.