Они имеют собственные армии, проводят выборы, строят экономику и воспитывают детей, но пребывают в туманном небытии между фактическим существованием и международным признанием легитимности, говорится в статье, на которую ссылается InoPressa.
Всего в мире насчитывается около дюжины таких причудливых образований, где живут примерно 40 миллионов человек. На территории бывшего СССР это также Приднестровье и Нагорный Карабах, в Европе - Турецкая Республика Северного Кипра, на Ближнем Востоке - Палестинская автономия, в Африке - Сомалиленд, приводит самые явные примеры газета.
Большинство "призраков" выживают отчасти благодаря внешней поддержке, подчеркивает она. Так, Москва - серый кардинал в Южной Осетии и Абхазии, а Армения господствует в Нагорном Карабахе. При этом, стремясь заручиться иностранными покровителями, правительства этих территорий имеют обыкновение указывать на неприятные прецеденты и двойные стандарты.
Власти "государств-фантомов" часто коррумпированы, их возглавляют военные командиры, которые связаны с наркоторговлей или другой незаконной деятельностью. Они "возникают в результате войн и держатся за счет угрозы продолжения борьбы". Они "разжигают войны, культивируют преступность, ослабляют и без того слабые государства", говорится в статье.
Однако авторы не просто "запугивают" читателей, они указывают на необходимость помочь на пути к легитимности тем образованиям, чьи правительства "ведут себя хорошо". В пример приводят Тайвань, против независимости которого яростно выступает Китай, считая его своей неотъемлемой частью.
За последние 40 лет Тайвань обзавелся мощной экономикой, стал моделью перехода от авторитаризма к демократии и ответственным членом мирового сообщества - и все это без непосредственного представительства в ООН, перечисляют американские журналисты. "Частично признанное, но легитимное, настоящее государство, но без суверенитета", как пишут они, "Тайвань являет собой положительный пример созидательной двусмысленности".
Поэтому когда США и другие страны, настаивая на территориальной целостности, исключают возможность превращения "государств-призраков" в ответственных игроков мировой политики, и клеймят их как оплот сепаратизма и форпосты контрабанды, у международного сообщества мало шансов призвать их лидеров к ответственности, делают вывод авторы. А обращение с ними как с плодом чудачества не дает этим образованиям оснований беспокоиться о международном порядке.
Вместе с тем и фокусироваться исключительно на их стремлении к государственности было бы неверным, продолжают аналитики. "Даже когда государство-призрак становится настоящим государством, проблемы могут сохраняться. Чтобы избежать повторения случая Эритреи, международное сообщество должно поощрять реформы в них", - советуют они.
В противном случае миллионы жителей планеты будут и далее пребывать в состоянии политической и правовой неопределенности, а их соседи - жить в состоянии постоянной угрозы войны, говорится в заключение статьи.