Теперь, когда его освободили, Анзор хочет подать в суд, чтобы получить хотя бы моральную компенсацию. По его словам, обращались с ним в тюрьме хуже, чем с террористом, хотя для этого не было никаких оснований. Полицейские задержали подростка на острове Утойя и продержали за решеткой в течение 17 часов. Все это время они ничего не сообщали его родителям, которые искали его среди погибших и готовились к худшему.
"Я стоял у палатки, потом услышал выстрелы. Все убежали, а я остался, чтобы посмотреть, кто там, кто стреляет. Я стоял у палатки, видел, как Брейвик поднимался по подъему и стреляет. Эти трое сразу умерли, я понял, что это настоящий убийца. Он целился в меня, я начал бежать! Мы со знакомым Алмиром вместе прятались. Он выжил, мы вместе спаслись", - рассказывает Анзор в другом интервью "Русской службе новостей".
После теракта Анзора Джукаева, в отличие от других подростков, задержали и посадили в то же место, где содержали Брейвика. Его привезли в камеру в 22:20 по местному времени, то есть спустя пять часов после начала бойни на острове. По свидетельствам полиции, камера, в которой оказался подросток, была размером 3,5 квадратных метра, в ней не было туалета, а на полу лежал только матрас - фактически, это был карцер. По его словам, когда он узнал о том, в чем его подозревают, то решил, что в полиции все сошли с ума, пишет норвежская газета VG, которой Анзор дал интервью с разрешения матери.
При этом с самим Брейвиком он не имел никакого контакта. Их только везли в одной машине до места полицейского участка. "Я слышал, как он говорил. Но я не помню. Мне не до этого было", - рассказал Анзор. По словам молодого человека, он даже не догадывался, кто такой Брейвик. "Брейвика возили на допросы. У него были сигареты и кофе. Его хорошо содержали", - отмечает Джукаев. Он также заявил, его не пытали, "но дубинкой и прикладом в спину тыкали, дергали за наручники. Удар был один".
Только утром, на следующий день после бойни, в 10:33 его вызвали на допрос, который продлился около часа. При этом ему не предоставили адвоката, так что допрос производился без стороны защиты. Представитель полиции Кьель Магне Твенге подтвердил этот факт и попросил о понимании, напомнив, что это произошло при чрезвычайных обстоятельствах. Он также признал ошибку полиции, которая за все время задержания Джукаева ничего не сообщила его семье.
Юного чеченца задержали, потому что ему было "западло плакать"
В полиции также рассказали, почему подросток оказался под подозрением. На него указал один из выживших во время бойни, который посчитал странным, что тот вел себя хладнокровно и не плакал, как все остальные. На тот момент не было известно, действовал ли Брейвик в одиночку или у него были сообщники. Полиция опасалась, что еще один убийца мог затесаться в толпу спасавшихся и открыть огонь по ним.
Сам Анзор и его семья объясняют его поведение тем, что он приехал из Чечни, где, когда он был ребенком, шла война. "Я психологически закаленный после того, что мне пришлось пережить на родине", - сказал Анзор в интервью Romerikes Blad. "Мне западло плакать. Как мужчине", - пояснил подросток "РСН". Он также добавил, что в Чечне не был свидетелем убийств, но видел трупы. Его родители не осуждают полицию, но не понимают, почему им ничего не сообщили и заставили всю ночь искать сына среди погибших.
В полиции оправдываются тем, что ситуация была из ряда вон выходящая, а Джукаев не смог подтвердить свою личность серьезными документами. Сам подросток эту информацию опровергает. По его словам, он предъявил кредитную карточку, на которой есть его имя и дата рождения. Единственное, по его мнению, что могло бы смутить полицейских, так это стрижка: на фотографии у него длинные волосы, а сейчас он коротко подстрижен.
Семья Джукаева собирается подать в суд на полицию
Адвокат Харальд Стабель отметил, что полиция совершила два нарушения закона: во-первых, они должны были поставить в известность родителей мальчика, а во-вторых - предоставить ему защитника.
Теперь Анзор и его семья собираются судиться и готовы нанять для этого частного адвоката. "Обязательно будем судиться. Такие выходки и нарушения своих личных законов не пройдут. Это неправильно. Мы живем в Норвегии. Это нападение на демократию", - заявил подросток. По его словам, он хочет добиться правосудия, но признает, что "то, что они сделали со мной, никак уже не возместить и не компенсировать".
Анзор Джукаев приехал в Норвегию из Грозного вместе с семьей в 2001 году. В 2008 году он получил норвежское гражданство.